ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Семь свободных искусствСемь свободных искусств (лат. Septem Artes Liberales), цикл дисциплин, к-рые составляли основу антич. (греко-римской) и ср.-век. систем образования. Включали грамматику, диалектику (логику), риторику, представлявших низшую ступень, "троепутье" познания - тривиум (trivium), и арифметику, геометрию, музыку и астрономию, высш. ступень познания, "четверопутье" - ква-дривиум (quadrivium). В Др. Греции целью образования было постижение учащимися всего круга знаний - enkyklios paideia, т.е, образование имело универсальный ("энциклопедический") характер. Семичастный канон восходит к учению Платона, к-рый подробно рассматривал, какие ступени должен пройти разум человека, чтобы обрести способность постигать чистые формы, высш. истину. Особое значение Платон придавал матем. иск-вам - арифметике, геометрии, музыке и астрономии, а также диалектике как науке о законах мышления. В эллинистич. эпоху преподавание "свободных иск-в" было дополнено практикой интерпретации текстов выдающихся поэтов, писателей и философов, а также включением сведений матем. и естеств.-науч. характера благодаря множеству открытий в этих областях знания. Римляне восприняли систему "свободных иск-в", придав её изложению более организованный характер и расширив за счёт введения новых дисциплин. Так, Варрон (116-27 до н. э.) включил в неё архитектуру, медицину и философию; Квинтилиан создал практич. курс риторики, но исключил диалектику и арифметику. К 5 в. система "свободных иск-в" приобрела завершённый и даже застывший характер. В произв. языч. ритора Марциана Капеллы "О браке Филологии и Меркурия" были кратко изложены основы каждого из С. с. и, в форме, сочетавшей аллегорич., дидактич. и собственно содержат, подходы. Это сочинение стало обязательным учебником в ср.-век. школах и ун-тах Зап. Европы вплоть до 18 в. Капелла значительно повлиял на развитие в ср. века концепции "свободных иск-в" и наук как "служанок теологии", в его сочинении шк. иск-ва впервые были представлены в персонифицированном виде прислужниц мудрой девы Филологии. В ср. века гл. место в соответствии с господствовавшими христ. воззрениями заняла теология, но функции наук остались, по существу, без изменений. Нормативное изложение С. с. и, было дано в сочинении Кассиодора "Наставления в иск-вах и науках божественных и светских", а также в "Этимологиях" Исидора Севильского. В каноне С. с. и, грамматика была базовым предметом, "матерью наук". Она включала изучение звуков, букв, частей речи, грамматич. категорий, а также толкование содержания и формы лит. произведений (в рим. школе особенно Теренция и Вергилия). Диалектика (логика) давала изложение категорий Аристотеля, учила иск-ву строить логич. доказательства, вести диспут. Риторика наставляла в иск-ве правильно и выразительно говорить, составлять лат. стихи и прозу, судебные речи, в неё входили элементы права. На рубеже античности и средневековья Боэцием было дано развёрнутое теоре-тич. обоснование и подробное изложение квадривиума как высш. ступени С. с. и. Боэцию принадлежит и сам лат. термин "квадривиум", понимавшийся как путь обучения человека мыслить "дисциплинированно". Считалось, что матем. науки оказывают катарическое (очищающее) воздействие на душу и разум, освобождая их от уводящих от истины телесных чувств и восприятий, выявляя сущность чисел и числовых соотношений, лежащих в основе мира. Квадривиум трактовался как комплекс наук о числах в их высшем, божественном, а также собственно матем. и практич. смыслах. Арифметика содержит в себе "первоначальный образ рассуждения", всё в мире располагается в соответствии с её законами, через посредство чисел идеальные формы воплощаются в материальные объекты. Мировая гармония создаётся определёнными числовыми соотношениями. Вместе с тем изучались арифметич. действия, давалось аллегорич. толкование чисел. Геометрия была посвящена изложению пространственного бытования числа. При её изучении усваивались осн. положения Евклида, основы географии, архитектуры, нек-рых естеств. наук. Музыка в античности рассматривалась не как иск-во игры на муз. инструментах или пения, а как теоретич. матем. дисциплина о мировой гармонии и всех видах её проявления, о гармоничных пропорциях и числовых соотношениях. Астрономия давала знания о строении неба, движениях звёзд, включала в себя и астрологию. Квадривиум открывал путь к высш. знанию - философии, а в ср. века - к теологии. В ср.-век. Зап. Европе образованным человеком мог считаться только тот, кто изучил курс С. с. и. Они изучались в общеобразоват. школах, более глубоко - в ун-тах на "факультетах иск-в", составлявших нач. ступень высш. образования. "Свободным иск-вам" были посвящены сочинения не только выдающихся педагогов средневековья (Винсента из Бове, Гуго Сен-Викторского и др.), но и худож. произведения, напр, поэма "Битва семи искусств" А. Д'Андели (13 в.). Аллегорич. фигуры "свободных иск-в" - Грамматики, Риторики, Диалектики, Арифметики, Музыки и выдающихся наставников в этих иск-вах изображались на стенах ср.-век. соборов. С. с. и, входили и в образоват. куррику-лум эпохи Возрождения, однако по мере развития studia humanitabis - дисциплин, определивших традицию классического образования, и науч. знаний, "свободные иск-ва" постепенно оттеснялись на периферию. Лит.: Уколова В. И., "Последний римлянин" Боэций, М., 1987; с е ж е, Поздний Рим: пять портретов, М., 1992; A b с l s o n Р., The seven liberal arts, N. Y., 1965; см. также лит. при статьях Античность, Средние века. В. И. Уколова.
|