Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Сент-Илер

Сент-Илер Карл Карлович (1834, С.-Петербург, - 1901, там же), деятель образования, учёный-зоолог, методист в области преподавания естеств. наук.

Окончил отделение естеств. наук С.-Петерб. ун-та (1856). В 1863 изучал в Бременской учительской семинарии опыт нем. зоолога А. Любека, последователем к-рого являлся. Пед. деятельность начал преподавателем естеств. наук в петерб. гимназиях, Патриотич. жен. ин-те, на воен.-пед. курсах (1864-78). В 1877-98 директор С.-Петерб. учительского ин-та. Чл. учёного к-та МНП.

Проявил себя как учитель и методист-новатор. В ст. "О преподавании естественных наук в общеобразовательных заведениях" ("Пед. сб.", 1865, кн. 4) выступил с критикой совр. системы преподавания в школе, считая гл. задачей учителя общее развитие детей, воспитание любви к природе. Подчёркивал самостоят, значение естествознания как уч. предмета, к-рый обогащает представления детей, формирует их логич. мышление, наблюдательность, собств. взгляд на окружающий мир. В изучении естествознания исключал утилитаризм. На основе индуктивного и исследоват. подходов разработал систему летних заданий для учащихся, охватывавших экскурсии на природу, работу в живых уголках. Свои представления о преподавании обобщил в учебнике "Элементарный курс зоологии" (1869, выдержал 13 изд.).

Руководство С.-Петерб. учительским ин-том способствовало превращению его в одно из лучших пед. уч. заведений России. С.-И. предложил ориг. систему подготовки учителей, ввёл класс ручного труда, пед. конференции студентов и др. Будучи сторонником использования ручного труда в подготовке учителя, а также в нар. уч-щах, направил по предложению И. А. Вышнеградского в Швецию К. Ю. Цируля для изучения системы трудового обучения О. Соломона.

Выступал в журн. "Пед. сборник", "Семья и школа", "Рус. школа", "ЖМНП", "Воспитание и обучение" и др. по проблемам пед. кругозора учительства, воспитания у учащихся таких качеств, как внимательность, любовь к природе, выработки у них полезных привычек и навыков. Автор ст. "Воспитание" в энциклопедич. словаре Брокгауза и Ефрона (т. 13, 1892). Участвовал в разработке "Материалов по вопросу о введении обязательного обучения в России" (1880). Популяризатор естеств. наук, ред. 10-томного иллюстриров. издания "Жизнь животных" А. Брэма, автор рассказов о животных ("Сказка про сову", 1911) и др. Активный участник С.-Петерб. пед. об-ва, его секретарь (1875-79). Ред. "Пед. летописи" (1876- 1877). Содействовал деятельности Пед. музея воен.-уч. заведений, проведению всерос. пед. съездов, публичных чтений в Соляном городке и др.

Соч.: Письма из-за границы. Семинария в Бремене, ЖМНП, 1863, № 6; Ручной труд как общеобразоват. предмет обучения, СПБ, 1884; Восьмой съезд деятелей по ручному труду в Мюнхене, [б. м.], 1888; О преподавании ручного труда в С.-Петерб. учительском ин-те и сравнит, оценка существующих систем ручного труда, СПБ, 1890; Я. А. Коменский, [б. м.], 1892; Воспоминания казенного пансионера о 3-й С.-Петерб. гимназии (1845-52), "Рус. школа", 1898', № 4; Развитие в детях любви к природе, "Воспитание и обучение", 1899, № 5.

Лит.: ШафрановП. А., К. К. Сент-Илер, М., 1896; Ельницкий К., К. К. Сент-Илер, "Пед. сб.", 1902, янв.; Райков Б. Е., Метод Любена и его судьба в рус. школе, "Естествознание в школе", 1923, № 1-2; Казакова О. В., Педагог-натуралист К. К. Сент-Илер, его жизнь и деятельность, там же, 1948, № 1. Е. Г. Осовский, Н. И. Еналеева.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета