ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Соколов ВладиславСоколов Владислав Геннадиевич [15(28). 12.1908, Рыбинск Ярославской обл., - 25.6.1993, Москва], хоровой дирижёр, педагог, композитор, создатель отеч. школы педагогов-хормейстеров дет. хоровых коллективов, проф. (1951), нар. артист СССР (1966). Родился в семье священника, с 6 лет пел в церк. хоре. В 1932 окончил уч-ще при Моск. консерватории (по классу хорового дирижирования у А. В. Александрова, композиции - у Д. Б. Кабалевского), Моск. консерваторию (1936). В 1936 организовал хор при Центр, доме худож. воспитания детей (ныне Центр худож. воспитания РАО), в том же году начал преподавать в Моск. консерватории. В 1956 организовал и возглавил Гос. моек. хор. С. направил свою деятельность на развитие отеч. хорового исполнительства, дет. муз. творчества, пропаганду клас-сич. и совр. хорового иск-ва. Созданный им дет. коллектив стал творческой лабораторией в разработке методики муз. воспитания школьников, развития дет. певческого голоса, эстетич. вкуса детей. В пед. концепции С. выделяется требование высокого профессионализма в процессе освоения произведения, сочетающееся с творческой раскрепощённостью. Овладение муз. произведением С. связывал с образно-эмоциональным его восприятием. Источником метод, исканий педагога служили поэтич. и муз. тексты. Репетиции и концерты отличались высокой коммуникативностью, когда возникал незримый мост между дирижёром и певцами, своеобразный процесс сотворчества. Эмоциональное начало в пед. процессе как одна из основ обретения мастерства сочеталось с развитием вокально-слухового мышления детей и формированием представлений об эталонном звучании голоса. В творческом наследии С. чётко прослеживается мысль о том, что в совм. деятельности рождается особая эстетика взаимоотношений дирижёра и детей, создаётся уникальный климат, построенный на глубоком уважении к личности каждого артиста хора. Процесс обучения и исполнительства в методике С. были неразрывно связаны. Импровизационное начало особенно ярко проявилось в его концертной деятельности. В исполнение одного и того же произведения С. вносил новый штрих, акцент. Создавая условия нек-рой непредсказуемости, концентрируя внимание исполнителей на дирижёре, музыкант стимулировал артистич. способности детей, формировал их импровизаторские творческие качества. Часто окончательно художественное решение произведения возникало во время его концертного исполнения, что создавало иллюзию рождения образа перед слушателем. Соч.: Школа хорового пения, М., 1978 (со-авт.); Работа с хором, M., 19832. С. Н. Морозова.
|