Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Технические средства обучения (ТСО)

Технические средства обучения (ТСО), средства обучения, состоящие из экранно-звуковых носителей уч. информации и аппаратуры, с помощью к-рой проявляется эта информация. Экранно-звуковые средства (ЭЗС) подразделяют на звуковые (ауди-тивные) - грамзаписи, магнитные записи уч. материалов, радиопередачи; экранные (визуальные) - "немые" кинофильмы и кинокольцовки, диафильмы, серии диапозитивов, транспаранты (плёнки с нанесённым на них рис.) для графопроектора, наборы и отд. изобразит, материалы для эпипроекции; собственно экранно-звуковые (аудиовизуальные) - звуковые кинофильмы, телепередачи; озвученные диафильмы, серии диапозитивов и транспарантов; материалы радиовидения. К аппаратуре относятся кино-, диа- и гра-фопроекторы, электропроигрыватели, радиоприёмники, шк. радиоузлы, магнитофоны, телеприёмники, видеомагнитофоны и видеопроигрыватели. Особую группу средств обучения (СО) составляют лингафонные устройства (языковые лаборатории), а также обучающие машины и компьютеры для программированного обучения.

Освоение ТСО рос. школой началось в кон. 19 в., когда на уроках и во внеклассной работе стали использовать "теневые картины", прототип нынешних диапозитивов. Обобщение опыта их применения (Н. Животовский, 1874; Г. Жуков, 1902) показало высокую эффективность и пед. значимость экранных средств. Кроме диапозитивов-иллюстраций для школ были созданы диапозитивные фильмы, иногда состоявшие из неск. десятков стёкол. "Теневые картины" хранились обычно либо в уч. заведениях, либо на спец. складах, созданных в ряде губерний и уездов.

Уч. возможности кинематографа заинтересовали учителей России с момента появления первых лент (А. Данилов, 1897). В отеч. школу кино стало проникать в кон. 10-х гг., но освоение его началось с кон. 20-х гг. Появились теоретич. труды (кн.: "Учебное кино" Л. М. Суха-ребского, 1929; "Школьное кино" Н. Ф. Познанского, 1929, и др.); начались экс-перим. исследования (Н. И. Жинкин - восприятие уч. фильмов, Б. А. Альтшу-лер - режиссура уч. лент). Однако широкому использованию фильмов препятствовали техн. трудности и небольшие тиражи уч. лент. В сер. 30-х гг. отеч. школа стала применять уч. диафильмы. Тогда же появились уч. радио- и грамзаписи, получившие сразу же признание в школе. С. А. Гуревич описал мн. формы занятий учащихся со звучащим лит. текстом; М. Слободзинская показала варианты разнообразной воспитат. работы на материале радиопередач в школе.

Наиб, широко ЭЗС в отеч. школе начали применяться с кон. 60-х гг. Дидак-тич. свойства ТСО рассматривались в работах А. М. Гельмонта и Б. X. Толля (пед. требования к уч. кино), Н. М. Шах-маева (дидактич. принципы ЭЗС); психологические - в исследованиях А. А. Степанова (психол. особенности восприятия уч. телепередач), E. E. Соловьёвой (восприятие уч. фильмов); методика применения в преподавании отдельных предметов - в трудах Шахмаева (физика), Л. С. Зазнобиной (химия), Н. В. Арнольд (нач. школа), Л. П. Прессмана (рус. язык, литра), Соловьёвой (биология), А. С. Завадье, Д. И. Полторака, Л. В. Чашко (история, обществоведение). Системный подход к вопросам создания и использования ЭЗС дан в работах С. Г. Шапова-ленко.

Специфика всех ЭЗС заключается в способности сообщать такую уч. информацию, к-рую нельзя познать без спец. аппаратуры. Темы ЭЗС, структура подачи уч. материала в фильмах и передачах определяются общими целями обучения и воспитания, принципами дидактики и частных методик. Гл. средство передачи уч. информации - зрительный, звуковой или звукозрительный образцы, предельно реалистично моделирующие объект, явление или процесс, что необходимо для развития образного мышления школьников. Для полного и глубокого понимания демонстрируемого явления учащиеся должны уметь расшифровывать код (язык), на к-ром информация зафиксирована в ЭЗС. Поскольку любое ЭЗС - модель объекта (явления, процесса), в фильме (передаче) авторами могут быть выделены те особенности, детали, черты объекта (процесса), к-рые особенно важны для усвоения. Даже сообщая материал, к-рый может быть прочитан в учебнике или сообщён учителем, фильм (передача) сделает это на своём выразит, языке, заимствованном у иск-ва кино, телевидения, радио, фотографии, раскроет материал с новой точки зрения.

Важная особенность ЭЗС - их документальная основа, фиксация ист. фактов, событий, науч. опытов, уникального актёрского исполнения, кино- и фотохроники, радиорепортажа. Документальность ЭЗС обеспечивает высокую степень научности и убедительности материала и доверит, отношение к нему учащихся. Содействует повышению научности и привлечение к комментированию фильма или записи ведущих учёных или участников освещаемых событий, экспериментов, спектаклей. Бесспорно и значительно влияние ЭЗС на мировоззрение учащихся, круг их интересов. Особенности ЭЗС как воспитат. фактора расширяют применение их в уч.-воспитат. процессе школы, во внеклассной работе. Монтаж, сочетание планов, выбор деталей, изменение ракурса и т. п. позволяют в процессе демонстрации фильма (передачи) и прослушивания звукозаписи управлять процессом познания, выявлять главное в уч. материале, направлять внимание учащихся на наиб, значимые стороны объекта или процесса. Поэтому использование ЭЗС не ограничивается традиц. иллюстрированием рассказа учителя или текста учебника: ЭЗС могут руководить познават. деятельностью учащихся, ставить перед ними проблемы, направлять обобщение. Такое применение ЭЗС меняет роль учителя в классе; используя ТСО, он может на занятиях консультировать учащихся, вести индивидуальную работу.

Особенности ЭЗС сказываются на методике использования их на уроках; создаются основанные на специфике ЭЗС новые варианты познават. заданий для самостоят, коллективной или индивидуальной работы. Познават. задания либо включаются в сценарии фильмов или передач, либо в метод, рекомендации к сериям диапозитивов и транспарантов. К таким заданиям относятся: сравнение 2-3 кадров или неск. изображений на одном кадре; сопоставление ряда одно-темных изображений разных художников или исполнения худож. произведений разными артистами; изучение комментария писателя к иллюстрациям, сравнение неск. экспериментов, вариантов решения задачи. Благодаря применению ЭЗС новые оттенки возникают и в системе традиц. форм работы в классе (изложение и сочинение по кинофрагментам и передачам, наблюдение за экспериментом, подготовка к экскурсии и др.), поскольку с помощью ЭЗС можно раскрыть особенности внутр. процессов, часто скрытые за внеш. формой их проявления. Новые аспекты вносят ЭЗС и в уроки обобщения и повторения уч. материала, поскольку позволяют показать явление или процесс в новом ракурсе, с необычной точки зрения, сжать во времени длит, процессы, укрупнённо показать микрообъекты.

Каждое из ЭЗС кроме общих качеств имеет и специфические, связанные с особенностями их изготовления и техникой применения. Экранные и ЭЗС подразделяют на статичные (диафильмы, диапозитивы, транспаранты для графопроек-тора, рисунки и чертежи для эпипроекто-ра) и динамичные (кинофильмы, телепередачи, видеозаписи). Такое деление условно, поскольку монтаж кадров диафильма, последовательность показа диапозитивов или транспарантов создаёт у учащихся ощущение связи изображений; это ощущение усиливается специально построенным текстом (субтитрами) или словом учителя. Основа диапозитивов (отпечатанных на плёнке единичных изображений) - фотографии, рисунки, схемы, монтаж к-рых осуществляет учитель непосредственно на уроке; уч. диапозитивы относительно легко приспосабливать к условиям определённой аудитории и привычного для учителя способа изложения или обобщения материала. Метод, рекомендации к сериям диапозитивов обычно печатают на отд. листовках или в брошюрах.

В отличие от серии диапозитивов, диафильмы подчиняются законам монтажа, к-рый может быть осуществлён по принципу развёртывания действия (сюжета) или развития осн. мысли уч. темы, по ходу времени и т. д. Межкадровый монтаж предопределяет методику применения уч. диафильма: учитель должен либо идти вслед за предложенным авторами методом изучения темы, либо воспользоваться отд. кадрами или эпизодами. Внутр. связь кадров диафильма позволяет использовать ленту как часть урока; задача учителя найти точное место экранному материалу на уроке, вписать фрагмент в ткань изложения или обобщения, определить характер последемонстрац. работы. Показ на уроках отд. кадров диафильма усложняет работу учителя и отвлекает учащихся, к-рым приходится невольно видеть на экране "лишние" кадры; для работы таким методом лучше применять серии диапозитивов. Познават. задания в уч. диафильме (разл. рода сопоставления кадров, сравнение изображения и текста и др.) обычно предусматриваются авторами и требуют коллективного или индивидуального решения на уроке. Оправдали себя и уроки, на к-рых проводимый учителем демонстрац. эксперимент сочетается с показом диакадров, а устный и письменный пересказы изображения, домысливание экранного рассказа - с самостоят, составлением сценария. Для обобщения и повторения уч. материала создаются спец. диафильмы, включающие знакомые учащимся кадры, но новые задания и вопросы. В школе появились и озвученные диаленты - их текстовое и звуковое сопровождение записано на грампластинках или магнитной ленте. Такие диафильмы созданы для уроков родного и иностр. языков, для уроков лит-ры. Метод, рекомендации по применению диафильмов помещаются на начальных 2-3 кадрах. Хранятся ленты в уч. кабинетах школ, где для оперативного поиска материала обычно создаются картотеки.

Транспаранты для графо-проектора стали использоваться в школе с сер. 70-х гг. Графопроектор (неточное назв. кодоскоп) - прибор, передающий на экран или классную доску многократно увеличенное изображение в условиях незатемненной аудитории. Для получения изображения на экране транспаранты накладывают на рабочую поверхность графопроектора, оснащённого мощным источником света, расположенным под рабочим столиком. Работа с транспарантами легко сочетается с др. формами занятий, демонстрац. экспериментом, лабораторными исследованиями, записями в тетради. На транспаранты обычно наносят схематич. изображения предметов, тексты задач, чертежи, языковые модели. Наиб, популярны 3 приема работы с транспарантами: наложение плёнок, имитирующее динамику явления, наращение деталей объекта; снятие плёнок, позволяющее обнажить сущность явления, его первооснову; кэширование - маскировка части изображения, дающая возможность выделить и проанализировать детали объекта, раскрыть связи и взаимодействие частей. На рабочей поверхности графопроектора можно устанавливать полупрозрачные приборы для проведения опытов по физике и химии, используя окрашенные жидкости (хим. реакции), металлич. опилки (магнетизм). Для работы на графопроекто-ре используются как самодельные, так и фабричные транспаранты (отд. серии, скреплённые на базе основного, и др.). Наложение на транспарант с текстом или чертежом чистого листа плёнки позволяет учащимся работать непосредственно на рабочей поверхности (записывать решение, исправлять ошибки, завершать чертёж, схему и т. д.). Применение графопроектора сокращает затраты времени на уроках на вспомогат. записи, а разнообразие заданий, дидактич. возможности транспарантов, простота управления проектором, комфортные условия работы с ним в классе обеспечивают широкое применение его в пед. процессе. За рубежом транспаранты издаются как в виде отд. серий, так и в альбомном варианте (набор по уч теме, кур су) Часть транспарантов имеет спец покрытие с помощью подвижного поля ризац фильтра на экране демонстрируются динамичное изображение, цикличный процесс Фотографии, иллюстрации, чертежи, худож открытки, записи в тетрадях могут передаваться на экран с помощью эпипроектора подобные материалы обычно используются для иллюстрирования рассказа учителя, ответа ученика, проверки домашнего задания

Выразит особенности звуковых ТСО - учебного радио иучеб-ной звукозаписи - позволяют сообщать разнообразную уч информацию в виде лекций, инсценировок (адаптации), радиокомпозиций, худож чтения Успешно используются и познават задания, включенные в текст уч радиопередачи или звукозаписи, если условия задания реализуют выразит возможности радио В шк практике сравнительно редко используют передачи из эфира, чаще эти передачи записывают с помощью магнитофона, а затем прослушивают в классе целиком или фрагментарно, в зависимости от цели Проводятся спец уч радиопередачи "Радио для уроков", "Сокровища нашей фонотеки", серии уч передач по лит-ре для занятий в классе и факультативов, систематически читаются радиолекции Часть наиб удачных радиопередач выпускается для школы в записи на аудионосителях ("Страницы радиопередач")

Уч радио широко применяется и в школах заруб стран (передачи по родному языку и лит-ре, истории, радиоуроки для нач классов) Нек-рые уч передачи тиражируют на магнитной пленке и распространяют по школам по подписке Часть передач оформляется в виде пакетов радиовидения, состоящих из записи передач, серии специально подобранных цв диапозитивов и печатного текста (брошюры, содержащей описание изображения, дополнит материал для учителя и типовые задания для учащихся)

В России первую звукозапись для школьников - "Обращение к яснополянским школьникам" - сделал Л H Толстой в 1908 Уч грамзаписи и магнитные ленты выпускают для решения уч -воспи-тат задач иллюстрирования рассказа учителя (цельные или фрагментарные записи лит текстов, фонодокументы), выполнения познават заданий (анализ записи разного исполнения одного и того же текста, матем диктанты, материалы для аудирования и тренировки в ходе занятий иностр языками), для прослушивания на занятиях лекций эстетич цикла (музыка, поэзия, театр), для проведения упражнений по физкультуре Учащиеся могут вести самостоят работу с передачами и звукозаписями, рецензировать радиопередачи, готовить сочинения по материалам передач и записей, составлять радиоинсценировки текста, сценарии радиопередач Работы учащихся записываются на пленку и обсуждаются в коллективе Грамзаписи для школ выпускаются в виде отд пластинок серий-циклов и альбомов-фонохрестоматий Часть записей издается на магнитной пленке

Радио- и звукозапись нашли широкое применение во внеклассной работе Во мн школах действуют шк радиокомитеты, редколлегии ученич радиогазет, передаются "Школьные известия" Для трансляции радиопередач и звукозаписей выпускаются разл модели шк радиоузлов, гл обр блочного типа, к к-рому можно подключить магнитофон, и т и Для прослушивания грамзаписей в классах и кабинетах используются проигрыватели и магнитофоны

При применении ЭЗС обучения - звуковых кинофильмов, телепередач, видеозаписей - в создании звукозрительного образа участвуют изображение, звучащее и написанное слово, музыка, шумы, а часто и цвет Синтез этих выразит возможностей делает фильмы и передачи особо сильным средством обучения и воспитания

Уч кинофильмы применяют для демонстрации процессов, происходящих на микро- и макроуровне, протекающих чрезвычайно быстро или медленно, недоступных невооруж глазу, мультишшкац вставки позволяют раскрывать суть явлений, показывать невидимое или предполагаемое Существ особенность уч фильмов по гуманитарным предметам - использование док кинохроники, фрагментов из спектаклей, цитат из худож и науч -популярных фильмов, киноочерков, исследоват киносъемок Выразит возможности уч кинофильмов - синтез достижений худож, науч -популярного и исследоват кинематографа Цели, задачи, структура уч фильма определяются дидактикой и методикой изучения данного вопроса в школе, однако специфич кинематографич возможности делают уч фильм не только средством демонстрации явления, но и особо сильным инструментом управления процессом усвоения уч материала Качество кинофильма в значит мере зависит от характера дикторского текста, он обычно лаконичен, содержит четкие науч формулировки, не имеет точного описания видимого на экране, а дополняет и расширяет зрительный ряд Муз сопровождение в уч кинофильме создает эмоциональный фон, содействует усвоению материала

Уч кинофильмы можно использовать в качестве иллюстрации, однако чаще они служат источником уч информации и на уроке сочетаются с экспериментом, демонстрацией, рассказом учителя, работой над текстом, лабораторным занятием Методически важно организовать работу с учащимися до просмотра фильма (сформулировать установку) и затем после просмотра (подкрепить увиденное заданиями по тексту или учебнику, домашним экспериментом) К впечатлениям от фильма целесообразно обращаться и на последующих уроках Особенно удачно вписываются в уроки не целостные ленты, а кинофрагменты Перед учителем в этом случае стоит задача точного выбора фрагмента из фильма и четкого определения его места на уроке Целостные кинофильмы особенно полезны на обобщающих уроках, т к позволяют сконцентрировать изученный материал, выделить главное, показать применение известных фактов и законов на практике Опыт показал, что уч кинофильмы эффективны лишь при методически правильном их использовании в комплексе с др видами (напр, фильм и чтение текста, лабораторная работа и фильм)

В высшей школе уч фильмы применяются гл обр для иллюстрации лекций демонстрируются уникальные эксперименты, невоспроизводимые непосредственно в аудитории, с помощью мультипликации раскрываются явления, недоступные невооруж глазу Для студентов мед ин-тов снимаются ленты, фиксирующие, напр, ход хирургич операций, фильмы для пед ин-тов содержат эпизоды пед ситуаций и метод рекомендации

По форме уч фильмы подразделяют на целостные (1-2 части, 10-20 мин экранного времени), фрагментарные (разделенные на отд эпизоды) и кинофрагменты (не более V2 части, 0,5 мин экранного времени) Школы получают также кинокольцовки - склеенные в кольцо ленты (дл 15 м) для демонстрации повторяющихся процессов

В школах в основном используются кинопроекторы для 16-мм пленки Аппараты обслуживаются учителями и школьниками, имеющими спец подготовку и удостоверения кинодемонстраторов В Ин-те кинематографии открыта мастерская режиссеров уч кино, раз в 3 года проводится фестиваль уч кинофильмов Раз в 3 года в г. Брно (Чехия) проводится смотр уч фильмов Ряд отеч фильмов удостоен на этих смотрах золотых медалей ("Природные сообщества", реж Г Михайлова, "Воздух", реж Э Короленко, и др)

В школах заруб стран уч фильмы используются на всех этапах обучения Широко распространены фильмы об ист событиях ("Мечты о земле", Канада, "Цвет Голландии", "Галион из Садо", Португалия), замечат людях своей страны (о Томасе Манне, Германия, Веселине Андрееве, Болгария), фильмы по химии, физике, математике, биологии и др Традиционно в школах используются графические фильмы и фильмы-экскурсии Значительное место в фонде уч лент занимают картины о нар иск-ве, о проблемах жизни в семье и общении детей и взрослых Шк ленты включают иногда и познават задания, к-рые формируются с использованием разнообразных техн приемов ("стоп-кадр", замедленная съемка, двойная экспозиция и др)

Уч. телевидение возникло в СССР в 60-х гг. В отличие от уч. кинофильмов в телепередачах больше "сиюминутного" материала, слово ведущего (или диктора) более свободно связано с изображением, что делает телепередачи близкими по характеру изложения уч. материала рассказу учителя. Оперативность телепередач, более широкие, чем в кинофильме, возможности выбора выразит, средств вызывают у учащихся доверит, отношение к этому виду ТСО. Психол. ощущению достоверности соответствует внутрикадровый монтаж объектов на телеэкране (замедленный по сравнению с кино) и обилие крупных планов. В уч. телепередачах часто используется приём субъективной камеры: камера осматривает объект без участия персонажа, она превращается в "глаз" зрителя, не только видящий, но и чувствующий. Пед. эффект уч. телепередач зависит и от комфортных условий просмотра: класс не затемняется, в ходе просмотра можно вести записи, обсуждать детали; уч. телепередачи легче сочетать с др. ТСО, создавая комплекс с точно определённой ролью каждого средства обучения.

Различают уч. телепередачи для непо-средств. просмотра на уроках и для ознакомления вне класса. Обычно урок с использованием уч. передачи строится по след, схеме: вводное слово учителя (или вводная беседа) и формирование установки (задачи) - просмотр - обсуждение содержания передачи или решение предложенного в ней познават. задания. Кроме заданий, включённых в сценарий передачи, учащиеся могут готовить дома пересказ содержания, дополненный материалом учебника или текстом хрестоматии, журнала и т. п., заполнить ранее подготовленные таблицы, рецензировать передачу, домысливать телерассказ. Материал уч. передачи долго сохраняется в памяти учащихся и выступает в качестве "затравки", вокруг к-рой "кристаллизуются" знания, получаемые из др. источников. Телепередачи для внеклассной работы расширяют шк. программу, дополняют материал уроков и учебников такой информацией, к-рая недоступна учащимся в обычных шк. условиях, напр, телеэкскурсиями, спектаклями театров, лекциями крупных учёных. Эти передачи более продолжительны по времени, иногда они составляют циклы, сериалы.

Избежать недостатков уч. телепередач, связанных с необходимостью менять расписание уроков в школе в соответствии с планом передач, помогает запись, осуществляемая с помощью видеомагнитофона. Видеозапись используется также для телевставок, подготавливаемых учителем и учащимися на местных материалах. Видеомагнитофоны необходимы для фиксации экспериментов, протекающих медленно или с применением вредных веществ, замедленного показа действий с уч. приборами (напр., установка микроскопа); они позволяют записать и затем воспроизвести для анализа и обсуждения открытые уроки и т. п.

Сочетание видеозаписи с компьютером породило новую форму использования видео - интерактивное видео. На экране школьники видят изображение объекта или явления, компьютер предлагает им вопрос или задание, ответ школьник фиксирует на компьютере. В зависимости от качества ответа "картинка" перемещается или выдаётся дополнит. рекомендация. Исследования, проведённые в ун-тах США и др. стран (В. Аллен, М..Ханна-фин, Т. Филлипс, Е. Смит и др.), подтвердили высокую эффективность интерактивного видео особенно в организации индивидуальной работы. Использование интерактивного видео усилилось в связи с распространением носителя информации - CD-ROM (Compact Disk-Read Only Memory - компактные диски только для чтения). По сравнению со стандартными магнитными дисками они обладают высокой информац. ёмкостью и неск. замедленной сменой текста. Оба эти качества особенно полезны при использовании этого носителя информации для уч. работы. На дисках фиксируется учебная и разнообразная справочная информация, эпизоды для интерактивного видео, рефераты, лит. тексты (диски иногда называют "новой бумагой"). Новые формы учебной работы появляются при сочетании видеозаписей, равнозначны умственным нагрузкам, испытываемым учащимися при чтении.

Уч. телевидение в вузах применяется гл. обр. с помощью замкнутых телесистем, через к-рые в аудиторию передаются телевставки в лекции; для студентов-заочников по телевидению показывают записанные на кино- или видеоплёнке лекции.

Широкое распространение за рубежом получили передачи, записанные на видеокассетах; подготовка передач обычно ведётся в университетских и гос. телецентрах.

Широкое использование уч. телевидения в заруб, школе положительно сказывается на уровне общего ср. образования и унификации требований к базовому образованию. В ряде стран созданы спец. телеканалы, обеспечивающие уч. вещание. Так, в Нидерландах работает система Niderlandse Anderwijs Televisil (передачи для школ), системы TELEAC и RVU Educative Omroep (для обучения взрослых). Спец. уч. каналы существуют также в Швеции и Израиле.

Уч. телепередачи особенно популярны в многоязычных странах: в Бельгии проводятся передачи на флам. и франц. языках, в Швейцарии - на трёх языках, в нек-рых странах ведутся программы для отд. этнич. групп (в Финляндии - на швед, яз., в Великобритании - для Шотландии, Уэльса, Сев. Ирландии). Центры и станции уч. телевидения тесно связаны между собой, что позволяет избегать дублирования тем и передач.

Как правило, центры уч. телевидения издают вспомогат. лит-ру для учащихся и учителей. Материалы для школьников содержат краткое изложение передачи, вопросы, задания, иллюстрации наиб, важных, ключевых моментов. Листовки и брошюры для учителей включают метод, рекомендации (обычно вариативные), нек-рые замечания по психол. особенностям данного цикла (где и как ставить вопросы, как реагировать на замечания учащихся и т. п.). Мн. телецентры выпускают и показанные в эфире телепередачи в форме видеокассет.

В ин-тах РАО и др. продолжаются исследования пед. особенностей ЭЗС для школ, начатые в 60-е гг. в НИИ ШОТСО, для вузов - в НИИ ВШ. Организуются науч.-практич. конференции и семинары по проблемам методики применения ТСО. Союз кинематографистов организует семинары творческих работников уч. кино и телевидения. В пед. ин-тах введён курс "Технические средства обучения". С дидактикой и методикой применения ЭЗС студенты знакомятся на занятиях по педагогике и частным методикам, а также на факультативах. В ин-тах повышения квалификации созданы кабинеты ТСО, где учителя могут ознакомиться с аппаратурой и методикой применения ТСО.

Новые перспективы использования ТСО, напр., их сочетание с компьютерами и микропроцессорной аппаратурой, создают условия для накопления и хранения значит, массивов уч. информации, оперативного её применения, для выработки новых метод, решений и форм общения учителя и учащихся, а также (для самостоят, работы учащихся. \ Лит.. Техн. средства обучения в ср. школе, под ред. Л. П. Прессмана, М., 1972; Степанов А. А., Психол. основы дидактики уч. телевидения, Л., 1973; Шахмаев H. M., Дидактич. проблемы применения техн. средств обучения в ср. школе, М., 1973; Егоров В. В., Телевидение и школа. Проблемы уч. телевидения, М., 1982; Прессман Л. П., Методика применения экранно-звуковых средств, М., 1988; S a l o m o n G, Interaction of media cognition and learning, S. F., 1979; H a l f n e r K., Die neue Bildungskrise, Stuttg., 1982; Souchon M., Latelevisionälaportede l'ecole, P., 1982; Rom C. D., The new papy-rus, Redmond, 1988; K u b e у R., Csikszentmi-halvi. Television and the quahty of life, [Ithaca], 1990. Л. П. Прессман.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета