ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ТифлопедагогикаТифлопедагогика (от греч. typhlos - слепой и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с глубокими нарушениями зрения (частично- и слабовидящих, ослепших, слепых от рождения). Первое уч. заведение для слепых было организовано основоположником Т. франц. педагогом В. Гаюи в 1784 в Париже. На рубеже 18-19 вв. школы для слепых созданы в Великобритании, Австрии, Германии, США. В уч. заведениях для слепых учащиеся обучались письму, чтению, счёту, примитивным ремёслам и музыке. С сер. 19 в. для письма и чтения слепых повсеместно распространяется созданный Л Брайлем в 1829 вариант рельефно-точечного шрифта Из многочисл рельефных и рельефно-точечных алфавитов, создававшихся для незрячих (Д Галл, Т Лукас, В Мун, И Барбье и др), шрифт Брайля оказался наиб рациональным для письма и чтения, обозначения цифровых и нотных знаков Ныне он является оси кодом для слепых при использовании компьютерной техники и калькуляторов Во мн заруб странах на его базе создается скоропись, т к по сравнению с письмом и чтением зрячих письмо и чтение по Брайлю более замедленны В России первая школа для слепых была открыта в Петербурге в 1807 Развитие Т и системы образования слепых в России связано с именами К К Грота, А И Скребицкого и др Воспитанники школ для слепых получали образование в объеме 3-4 кл ср общеобразоват школы и ремесленную подготовку Обучением было охвачено 4-5% слепых детей В СССР обучение детей с глубокими нарушениями зрения было включено в общегос систему нар образования В наст время в Рос Федерации для слепых и слабовидящих создана сеть средних и 9-летних общеобразоват школ, дающих цензовое образование Интеллектуализация процессов обучения позволила подготовить целую плеяду выдающихся учещлх (Л С Понтрягин, В В Тихомиров, И~С Ладенко и др) Слепыми освоено ок 70 профессий, связанных с умственным трудом Однако слабость системы образования слепых заключалась в недостаточной подготовке детей к жизни в обществе зрячих В связи с этим в школах введены факультативы, работа к-рых направлена на компенсацию и коррекцию недостатков, связанных со слепотой и слабовиде-нием (факультативы по развитию социально-бытовой и пространственной ориентировки, осязания, леч физкультуре, ритмике и развитию остаточного зрения) Т развивается на основе ведущих положений общей педагогики с учетом особенностей, присущих детям с глубокими нарушениями зрения Наиб важные задачи Т - рациональное использование и развитие в процессе обучения сохранившихся у детей неполноценных функций зрения, создание условий его охраны, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в психич и физич развитии путем специально направленной коррекционно-пед работы Долгое время тифлопед процесс строился на активном использовании осязательного восприятия, a остаточное зрение, сохранившееся у части учащихся, игнорировалось В 20 в была осознана необходимость охраны и развития остаточного зрения, его рационального использования За рубежом значит достижением в области развития зрительного восприятия в процессе спец тренировки явилась работа H Барраги (США) В России разработана система развития зрительного восприятия (Л II Григорьева), включающая в себя методики психофизиол стимуляции и пси-хол -пед приемы обучения (Л И Солнцева и др) Ведущая роль в процессе обучения отводится развитию мышления, речи, логич памяти и др качествам, имеющим существ значение для компенсации и коррекции нарушенных функций при слепоте и неполноценном зрении Методы исследований в Т обобщение пед опыта, наблюдение за процессами обучения, воспитания, развития детей с нарушенным зрением, обучающий, естественный и лабораторный эксперименты, анализ работ слепых и слабовидящих, беседы, анкетный метод, изучение офтальмологич и др данных Решая пед задачи умственного, нравств, физич и эстетич воспитания, политехн образования, подготовки к трудовой деятельности слепых и слабовидящих, Т опирается на комплексное психол -пед, физиол, клинико-офталь-мологич изучение особенностей их развития, что позволяет реализовать кор-рекционно-компенсаторную направленность всего уч -воспитат процесса Коррекция развития детей с глубокими нарушениями зрения осуществляется как в ходе общеобразоват и трудовой подготовки, так и на спец коррекционных групповых и индивидуальных занятиях Т разработаны принципы дифференциации детей с глубокими нарушениями зрения на слепых и слабовидящих и спе-цифич методы дифференциров обучения этих групп Сложились также способы реализации индивидуального подхода к детям, имеющим дополнит нарушения Умственно отсталые слепые и умственно отсталые слабовидящие обучаются по спец программам с применением соответствующих методов во вспо-могат классах школ слепых и школ слабовидящих Методы обучения, применяемые в Т, позволяют учащимся получать общее образование в объеме ср массовой школы при нек-ром увеличении срока обучения В школах для слепых эффективность обучения достигается применением совр средств рельефного письма, разнообразных наглядных пособий, воспринимаемых осязательно, а также оптимальным использованием имеющегося у большинства учеников остаточного зрения В школах слабовидящих для обучения общеобразоват предметам предусмотрены напечатанные крупным шрифтом учебники с переработанными иллюстрациями, в к-рых выделены оси признаки изображенных объектов, тетради со спец разлиновкой, наглядные пособия укрупненного масштаба с выделением главного, оптич и техн средства Большая роль в повышении качества обучения в школах слепых принадлежит тифлографике и тифлотехнике Все методы уч работы предусматривают охрану остаточного и слабого зрения учащихся Трудовое обучение в спец школах для слепых организуется на политехн основе с привлечением тифлотехн средств, что позволяет давать учащимся этих школ не только простейшую ремесленную подготовку, но и готовить из них специалистов по совр профессиям (токарей, операторов ЭВМ и др) Также расширяется круг профессий, по к-рым осуществляется трудовая подготовка слабовидящих детей Особое значение в Т придается специ-фич методам физич воспитания слепых и слабовидящих, к-рое ведется диффе-ренцированно и имеет не только обще-укрепляющее значение, но и служит для коррекции двигат сферы учащихся и ориентировки их в пространстве В процессе коррекционных занятий, проводящихся в младших классах спец школ, у детей с глубокими нарушениями зрения воспитываются навыки ориентировки в пространстве и самообслуживания, детям оказывается необходимая логопедич помощь по исправлению недостатков речи, проводятся занятия по развитию остаточного зрения у учащихся школы слепых и по использованию слабого зрения учащихся школы слабовидящих Учитывая исключительную роль раннего начала коррекционной работы с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения, в Т повышенное внимание оказывается дошк воспитанию слепых и слабовидящих детей Одна из острых проблем совр Т - обучение незрячих и слабовидящих в массовой школе Интеграция в массовую школу требует спец подготовки педагогов, оснащения у ч процесса, создания системы помощи учителю и ученику со стороны специалистов-тифлопедагогов Высшее образование учащиеся с нарушением зрения получают во всех высших уч заведениях страны Незрячие принимаются на общих основаниях наряду со зрячими абитуриентами В Рос Федерации существуют также спец уч-ще для подготовки слепых массажистов (Кисловодск) и муз уч-ще (Курск) Решение задач, стоящих перед Т, осуществляется в тесном взаимодействии с общей педагогикой, психологией, физиологией, офтальмологией, шк гигиеной, дет психоневрологией Проблемы Т разрабатываются в Ин-те коррекционной педагогики РАО, на кафедрах пед ун-тов и ин-тов Подготовка учителей для школ слепых и слабовидящих, тифлопедагогов для спец дошк учреждений ведется на дефектоло-гич ф-тах С -Петербургского и Нижегородского пед ин-тов Лит СкребицкийА И, Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе, СПБ, 1903, Марголин 3 И, История обучения слепых, M, 1940 К p а ч-конская H Г Обучение слабовидящих детей [Л] 1952, ЗемцоваМ И, Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности, М., 1956; К а п-лан А. И., Охрана остаточного зрения в школе для слепых детей, М., 1965; Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих, под редч М. И. Земцовой, М., 1969; Ермаков В. П., Производственное обучение в школе слепых, М., 1970; Феоктистова В. А., Очерки истории заруб, тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей, Л., 1973; с ё ж е, История сов. тифлопедагогики, школы слепых и слабовидящих, Л., 1980; с ё ж е, Хрестоматия по истории тифлопедагогики, М.г 1981; Солнцева Л. И., Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошк. возраста, М., 1980; Белецкая В. И., Гнеушева А. Н., Охрана зрения слабовидящих школьников, М., 1982; Солнцева Л. И., Семенов Л. А., Психол.-пед. основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности, М., 1989; Коррекционная работа с учащимися нач. классов школ для слепых детей, под ред. Л. И. Солнцевой, М., 1990; Солнцева Л. И., Совр. проблемы тифлопедагогики и тифлопси-хологии, "Дефектология", 1991, № 5; её же, Новые формы работы школ для детей с нарушениями зрения, там же, 1994, № 5; W a n е-с с k O., Geschichte der Blindenpädagogik, В., 1969; В а г. г a g a N., Increased visual behavior in low vision children, N. Y., 1977; W a r г. с n D. H., Blindness and early childhood develop-ment, N. Y., 1977; Foundation of education for blind and visually handicapped children and youth, N. Y., 1986; T о г. г с s J., С о г. n A., When you have a visually handicapped child in your class-room: suggestions for teachers, N. Y., 1990. В. П. Ермаков, М. И. Земцова, Ю. А. Кулагин, Л. И. Солнцева.
|