| |
Бродский
Бродский Николай Леонтьевич [15(27).11.1881, Ярославль, - 5.6.1951, Москва], литературовед, д. ч. АПН РСФСР (1947), д-р филол. наук, проф. (1926). Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1904), преподавал в Екатерино-славском коммерч. уч-ще. Вёл науч.-пед. работу в МГУ (1918-23, 1943-51), Инду стр. пед. ин-те им. К. Либкнехта (1926-29), МГПИ (1933-41). С 1941 в Ин-те мировой лит-ры им. А. М. Горького. Соавтор книги для занятий родным языком "Наш мир" (1908, 1918-2310), "Ист.-лит. хрестоматии" (ч. 1-4, 1914, 19234), а также хрестоматий "Родной язык во второй ступени" (1926, 193010) и "Рус. лит-ра" для ст. кл. (1934, 19418). Участвовал в составлении программ по лит-ре для ср. школ (1941) и пед. ин-тов (1947). Автор науч.-популярных биографий М. Ю. Лермонтова (т. 1, 1945), А. С. Пушкина (1937), работ о Д. И. Фонвизине, В. Г. Белинском, Н. А. Добролюбове, И. С. Тургеневе и др. (многие из к-рых создавались как пособия для ср. школы). Особое место в метод, наследии Б. принадлежит ист.-лит. комментариям, адресованным учителю: к стих. Лермонтова "Бородино" (1948), романам Н. Г. Чернышевского "Что делать?" (1933) и Пушкина "Евгений Онегин" (19645). В понимании Б. жанр уч. комментирования предполагал точное филол. толкование худож. текста (от слова к образу) путём воссоздания деталей обществ, эпохи и лит. контекста, через рассмотрение эволюции характеров героев и выявление своеобразия худож. манеры автора. Успешное развитие этого метода в щк. практике способствовало, по убеждению Б., формированию у уч-ся культуры чтения и понимания худож. произведений. Соч.: Рус. лпт-ра. Хрестоматия для 9 кл., М., 1956 (соавт.); Рус. лит-ра. Хрестоматия для 8 кл. ср. школы, M., 197128 (соавт.).
Лит.: Н. Л - Бродский. [Некролог], ЛШ, 1951, № 5. Д. А. Ермаков.
|