| |
Благой
Благой Дмитрий Дмитриевич [28.1 (9.2). 1893, Москва, - 14.2.1984, там же], литературовед, ч.-к. АН СССР (1953), д-р филол. наук (1938), проф. (1931), д. ч. АПН (1947). После окончания ист.-филол. ф-та Харьковского ун-та (1919) преподавал в ср. школе в Феодосии. С 1923 на науч. работе в Москве: в Ин-те слова (1923-25), МГПИ (1925-35), МГУ (1943-60), с 1938 в Ин-те мировой лит-ры им. А. М. Горького. Центр, место в лит. трудах Б. занимало исследование творческой судьбы А. С. Пушкина ("Творческий путь Пушкина", в 2 тт., 1950-67, Гос. пр., 1951). Худож. мир поэта рассматривался Б. как определяющий момент рус. духовной жизни, не только сконцентрировавший поиски предшествующей культуры (статьи о А. Д. Кантемире, Д. И. Фонвизине, Г. Р. Державине и др. писателях 18 в.), но и ставший нравств. и эстетич. ориентиром для последующей лит-ры (работы о А. А. Фете, Н. В. Гоголе, Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом и др.). В пед. изданиях (журналах "Рус. язык в школе", "Лит-ра в школе") публиковал популярные статьи и разработки по методике анализа произв. поэта, изучавшихся в школе. Участвуя в создании шк. программ по лит-ре, выступал за исторически последовательное и систематич. преподавание лит-ры - от др.-русской до современной, за необходимость сравнит, изучения произв. рус. и заруб, словесности (Пушкин и Байрон, Бальзак и Достоевский и т. д.), за тесную связь с курсом отеч. истории. Утверждение общефилол. принципов целостного анализа худож. текста Б. связывал с преим. интересом к общечеловеческим и нравств. проблемам лит-ры, с воспитанием эстетич. вкуса и культуры слова и мысли учащихся.
Соч.: История рус. лит-ры 18 века, М., I9604; О цели, задачах, программе и методике преподавания лит-ры в 9 -11 кл., ЛШ, 1961, № 1; Воспитат. значение творчества Пушкина, там же, 1962, № 1; "Евгений Онегин" Пушкина, там же, 1949, № 2.
Лит.: Д. Д. Благой. Список печатных работ, М., 1958; Барков П., Д. Д. Благой, "Рус. лит-ра", 1963, N° 2; Искусство слова Сб. статей к 80-летию Д. Д. Благого, М.' 1973, с. 3 - 29. Д. А. Ермаков,
|