ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Умственная отсталостьУмственная отсталость, стойкое нарушение познават. деятельности вследствие органич. поражения головного мозга. Поражение может быть результатом воспалит, заболевания (энцефалитов и менингоэнцефалитов), интоксикации (эндокринной, обменной и др.), ушибов головного мозга (природовых и бытовых травм), а также унаследованных генетич. аномалий. У многих умственно отсталых детей наблюдаются патология эмоционально-волевой сферы, а также аномалии физич. развития. Однако эти особенности не являются всеобщей характеристикой умственно отсталых и не могут быть достаточным основанием для заключения об У. о. Решающим фактором при этом должно служить наличие нарушений высш. психич. функций. Несмотря на сходство словосочетаний "отставание в умственном развитии" и "У. о.", это не одно и то же. Первое может быть характерно для детей с поражением или недоразвитием периферич. отдела зрительного или слухового анализатора. Но поскольку органич. поражения головного мозга у таких детей нет, можно отрицать наличие у них У. о. Вследствие нерезких нарушений ЦНС (т. н. миним. мозговая дисфункция), а также неблагоприятных социальных условий (депривация, запущенность • педагогическая) у ребёнка может возникнуть т. н. задержка психич. развития (ЗПР). Для таких детей характерно и отставание в умственном развитии, к-рое, однако, им£ет иную природу, чем У. о., и может быть компенсировано в соответствующих условиях обучения (для детей с ЗПР в Рос. Федерации существуют спец. уч.-воспитат. учреждения особого типа). Существуют объективные критерии различения ЗПР и У. о., на основании к-рых ставится квалифициров. диагноз. Понятие "У. о." также не тождественно понятию "олигофрения". Ребёнок может страдать тяжёлым заболеванием нервной системы, но не быть умственно отсталым. Однако в др. случаях то же заболевание может привести к У. о. Так что кроме олигофренов к умственно отсталым могут быть отнесены нек-рые дети, страдающие шизофренией, эпилепсией и др. заболеваниями. При шизофрении в стадии обострения болезни у ребёнка нарушается протекание познават. процессов, он плохо усваивает и перерабатывает информацию, что сказывается на овладении им необходимыми умениями и навыками. В результате лечения проявления шизофрении, как правило, значительно смягчаются, тогда как отставание в умственном развитии выходит на первый план. Такие дети производят впечатление олигофренов. Данное явление, получившее назв. "оли-гофренич. плюс", также не может расцениваться как У. о. До нач. 20 в. любые нарушения интеллекта определялись как слабоумие или идиотия. В совр. лит-ре понятие "слабоумие" применительно к детям практически уступило место понятию "У. о.". Под идиотией в отеч. науке понимают самую тяжёлую форму У. о. при олиго-френии. В мировой науке этот термин выходит из употребления, Всемирной орг-цией здравоохранения он признан некорректным; интеллектуальные нарушения определяются как У. о., к-рая различается по степеням - от лёгкой до глубокой - в зависимости от количеств, оценки интеллекта. В Рос. Федерации дети, страдающие У. о., в основном обучаются во вспомо-гат. школах. Среди этих детей большинство составляют те, кому поставлен диагноз "олигофрения" (см. Аномальные дети, раздел "Дети с нарушениями интеллекта"). Лит.: Выготский Л. С., Проблема умственной отсталости, Собр. соч., т. 5, М., 1983; Певзнер М. С., Дети - олигофре-ны, М., 1959; Сухарева Г. Е., Клинич. лекции по психиатрии дет. возраста, М., 1965; Принципы отбора детей во вспомогательные школы, под ред. Г. М. Дульнева, А. Лурия, М., 1973; Клинич. и психолого-пед. изучение детей с интеллектуальной недостаточностью, М., 1976; Рубинштейн С. Я., Психология умственно отсталого школьника, М., 1986; К о h 1 с г. С h., Les deficiences intellectuelles chez l'enfant, P., 1963; Mental deficiency. The changing outlook, ed. by A. M. Clarke, L., 1965; Jordan T. E., The mentally retarded, Colum-bus, 1972; K i r m a n B., Bicknell Y., Mental handicap, Edinburgh, 1975. С. С. Степанов.
|