ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
УсоваУсова Александра Платоновна [30.10(11.11).1898, прииск Надеждинский Иркутской губ., - 16.7.1965, Москва], педагог, специалист по дошк. воспитанию, ч.-к. АПН РСФСР (1950), д-р пед. наук (1959). Пед. деятельность начала в 1921 в Иркутске учителем нач. школы. По окончании ЛГПИ им. А. И. Герцена (1926) работала там же. В 1938-41 зав. кафедрой в Пед. ин-те им. Н. К. Крупской. В 1942-45 зав. Центр, науч.-метод, кабинетом по дошк. воспитанию Мин-ва просвещения РСФСР. Работала в НИИ теории и истории педагогики (с 1945), НИИ ДВ (с 1960). У. разрабатывала теоретич. основы обучения детей дошк. возраста в дет. саду и семье. Исследовала пути оптимизации подготовки их к поступлению в школу; ею заложены основы пси-хол.-пед. концепции готовности к шк. обучению. Под руководством У. исследовались проблемы содержания, форм и методов обучения в дет. саду; результаты этих исследований нашли воплощение в программах воспитания в дошк. учреждениях СССР. У. разработала положение о двух уровнях знаний, к-рыми могут овладевать дошкольники. К первому уровню она относила те элементарные знания, к-рые приобретаются стихийно, в процессе игр, жизненных наблюдений и общения с окружающими; ко второму - более сложные знания и умения, усвоение к-рых возможно только в процессе целенаправленного обучения. Считала, что овладение теоретич. знаниями на специально организованных занятиях необходимо и играет важную роль в умственном развитии ребёнка. У., однако, предупреждала о необходимости ограниченного применения спец. уч. занятий, сочетания их с др. формами вос-питат.-образоват. работы - педагогически организов. игрой и доступной дошкольникам трудовой деятельностью. Значит, вклад У. внесла в разработку проблем дет. игры. Критиковала типичные ошибки воспитателей, к-рые либо предоставляют детям полную самостоятельность и никак не вмешиваются в дет. игру, либо, наоборот, подвергают игру чрезмерной регламентации и контролю. В руководстве игрой, по У. решающее значение приобретают косвенные методы пед. воздействия, основанные на предварит, изучении интересов, потребностей и склонностей детей. У. выявлен и проанализирован специ-фич. пласт процессов и отношений, т. н. отношений по поводу игры, т.е. реальных социальных взаимодействий, к-рые возникают на фоне собственно игровых отношений, продиктованных избранным сюжетом и ролью. У. впервые определила психол. особенности таких взаимоотношений и их влияние на формирование личности, становление дет. коллектива. Ряд исследований У. посвящён разработке принципов сенсорного воспитания в дет. саду, использованию нар. творчества в воспитании дошкольников. Соч.: Игра и игрушка, [Л.], 1940; Дошк. педагогика, М. - Л., 1946 (соавт.); Обязат. занятия в дет. саду, М., 1947; Занятия в дет. саду, М., 1953; Рус. нар. творчество дет. саду, M., 19723; Роль игры в воспитании детей, М., 1976; Обучение в дет. саду, M., 19813. Лит.: Маркова Т., А. П. Усова, ДВ, 1967, №7; Сакулина Н., Поддья-ков Н., Аванесова В., Памяти А. П. Усовой, ДВ, 1969, № 9; Се люпина С., Проблемы обучения в пед. наследии А. П. Усовой, ДВ, 1979, № 12. Л. Н. Литвин.
|