ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
УтомлениеУтомление, состояние организма, возникающее при длительном воздействии физич. и умственных нагрузок и характеризующееся снижением работоспособности. Выражается в рассогласовании работы психофизиол. систем организма, обеспечивающих деятельность. Это проявляется в неадекватных изменениях кровообращения, дыхания, терморегуляции и др., а при умственном У. также в ослаблении внимания, замедленном протекании мыслит, процессов, ошибках памяти (воспроизведения). Субъективно У. ощущается как усталость - переживание трудности и невозможности продолжать работу. Однако усталость не всегда совпадает с изменениями в организме, к-рые характерны для У.; она может быть обусловлена недостаточной мотивацией, потерей интереса к работе и т. п. И наоборот, объективно утомлённый человек может не чувствовать усталости вследствие увлечения работой. Взрослый человек может в течение нек-рого времени продолжать работу при появлении У. за счёт использования компенсаторных возможностей организма. Но при этом обычно снижаются количеств, и качеств, показатели выполняемой работы, если для противодействия этому не делается спец. усилий. При прочих равных условиях У. зависит от длительности и интенсивности работы. У дошкольников наблюдаются лишь нач. формы У.: при появлении первых признаков его ребёнок прекращает выполняемую деятельность. Наступлению У. способствуют: однообразная, скучная, неинтересная работа; выполнение работы в неблагоприятных условиях (шум, низкая освещённость и т. п.); отсутствие двигат. активности и статич. напряжение мышц (в т. ч. длит, поддержание неподвижной позы при сидении). Появление У. также зависит от состояния организма ребёнка. Оно наступает быстрее после перенесённого заболевания, при хронической интоксикации и т. п. Признаки наступающего У. школьника: двигательное беспокойство, ослабление внимания, раздражительность, снижение точности и скорости работы, скорости реакций,сонливость, низкое усвоение материала, головные боли. Профилактика быстрого наступления У. может вестись путём установления объёма работы в соответствии с физиол. возможностями организма ребёнка, уровнем развития психич. процессов, а также создания благоприятных условий её выполнения. Большое значение имеет чередование уроков, требующих разной степени умственного напряжения учащихся. Лит.: Ухтомский А. А., Возбуждение, утомление, торможение, Собр. соч., т. 2, Л., 1951; Пратусевич Ю. М., Умств. утомление школьника, М., 1964; см. также лит. при ст. Работоспособность. С. С. Степанов.
|