ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
УчебникУчебник, книга, в к-рой систематически излагаются основы знаний в определённой области на уровне совр. достижений науки и культуры; основной и ведущий вид уч. лит-ры. Для каждой ступени образования и вида уч. заведений, а также для самообразования создаются У., отвечающие целям и задачам обучения, воспитания и развития определённых возрастных и социальных групп. История У. начинается в глубокой древности. Шумерийские глиняные таблички с уч. текстами насчитывают 4,5 тыс. лет. В антич. мире нек-рые сочинения древних авторов содержали систему знаний и использовались в качестве уч. книг. Так, "Начала" Евклида (ок. 300 до н. э.) служили У. геометрии много веков (до кон. 19 в. насчитывалось 2500 печатных изданий "Начал" в разных странах). В средние века для обучения использовались богослужебные книги ("Псалтырь", "Часослов" и де.)" комментированные труды философов и др. Роль и значение У. как массового средства обучения, реализующего осн. принципы дидактики, обосновал Я. А. Каменский. Созданный им У. "Мир чувственных вещей в картинках" (1658) стал образцом для создателей У. в течение мн. последующих лет. Первым рус. печатным У. была азбука, изданная Иваном Фёдоровым во Львове в 1574. Среди букварно-грамма-тич. У. наиб, значительны грамматика Зизания (1596), грамматика М. Смотриц-кого (1619, служила У. более 100 лет, до появления "Российской грамматики" М. В. Ломоносова в 1757), букварь Кариона Истомина (1694, полностью гравирован Л. Буниным). В 1703 вышла "Арифметика" Л. Магницкого, являвшаяся до кон. 18 в. основным У. арифметики и алгебры. Характерно, что первой книгой гражд. шрифта, введённого Петром I, был У. - "Геометриа славен-ски землемерие" (1708). В 1760 вышел "Краткий российский летописец с родословием" - первый У. отеч. истории, написанный Ломоносовым. В кон. 18 - нач. 19 вв. Комиссией об учреждении нар. уч-щ были выпущены У. по математике, физике, химии, географии, естествознанию, иностр. языкам и др. В ср. уч. заведениях классического образования сохранялась ориентация на пособия, использовавшиеся во времена античности и эпохи Возрождения. В то же время получили распространение книги, специально созданные для обучения: "Латинский язык" Коменского, "Российская грамматика" Ломоносова, ставшие эталонами У. Благодаря этим книгам утверждался дидактич. принцип отбора и группировки уч. материала для У., не копирующих систему понятий соотв. отрасли теоретич. знания, а служащих достижению определённых обра-зоват. воспитат. целей. Реконструкция традиц. пособий вызвала создание новых книг для чтения по предметам, хрестоматий, сб-ков произведений и док-тов, уч. словарей и атласов. Создавались разл. типы руководств и справочников для домашнего образования. Развитие нар. школ во 2-й пол. 19 в. вызвало появление множества разл. пособий и У. (букварей, родного языка, арифметики) и сборников задач и упражнений для нач. образования. Для проф. школ создавались инструктивно-метод. руководства, уч. материалы для тренировочных и самостоят, работ, уч. справочники. В сер. 19 в. подъём обществ.-пед. движения за демократизацию обучения определил новое направление в подходе к составлению У. Образцом такого подхода стало "Родное слово" (книга для чтения) К. Д. Ушинского (1864, книга имела 146 изданий), осн. идея к-рого состояла в реализации в процессе обучения единства речи и мышления, мышления и чувственного опыта. Ушинский чётко определил место У. в процессе обучения, утверждал, что "при хорошем учебнике и благоразумном методе и посредственный преподаватель может быть хорошим". Он рассматривал содержание У. как преддверие "серьёзной науки", требовал "приучать дитя к серьёзному научному языку", ибо учение есть труд и должно остаться трудом. У. должен быть наполнен вопросами, побуждающими учащегося "беседовать с книгой". Вслед за "Родным словом" вышли У. для нар. школ, написанные последователями идей Ушинского В. И. Водовозо-вым, Н. А. Корфом и др. В кон. 19 - нач. 20 вв. появляются У. по физике К. Д. Краевича и А. В. Цингера, по всеобщей истории П. Г. Виноградова и Р. Ю. Виппера, по истории России С. Ф. Платоно-ва, М. Н. Ковалевского, Д. И. Иловайского, по алгебре и геометрии А. П. Киселёва и О. П. Рыбкина, по географии А. С. Баркова, А. А. Крубера, С. С. Григорьева и С. В. Чефранова, выдержавшие многократные издания (нек-рые из них подвергались справедливой критике, другие в переработанном виде использовались после 1917; а учебник по геометрии Киселёва издан в 80-е гг. 20 в.). В период становления сов. системы образования после 1917 в центре внимания идеологов новой школы было создание принципиально новых уч. программ. До-революц. У., особенно по гуманитарным дисциплинам, оказались непригодными, а попытки приспособить их к условиям сов. школы не могли дать положит, результатов. Отказ от дореволюц. У. перерос в отрицание необходимости школьных У. вообще. В 20-х - нач. 30-х гг. получили распространение т. н. рабочие книги,- "рассыпные" У., журналы-У. и даже газеты-У. Позднее такая практика была осуждена в пост. ЦК ВКП(б) "Об учебниках для нач. и ср. школы" (12 февр. 1933). Наркомпрос РСФСР и ОГИЗ впоследствии перешли к изданию единых стабильных шк. У. по осн. предметам единого шк. уч. плана. Школьные У., изданные в центр, изд-ве в Москве, переводились на языки народов СССР и определяли наряду с едиными общесоюзными программами жёсткий стандарт содержания образования, фактически игнорирующий личность ученика и учителя. Создание стабильных У. (общесоюзный компонент) было сосредоточено в Учпедгизе - с 1964 "Просвещение" (в 1935 - 89,2 млн. экз. в 1968 - 211,9 млн., в 1994 - 94,3 млн.), на него же была возложена ответственность за обеспечение уч. лит-рой русскоязычного населения, проживающего за пределами России (в 1990 - 79,6 млн., в т. ч. У. - 51,7 млн.; в 1994 - 20 млн., в т. ч. У. - 18 млн.). Уч.-пед. изд-ва союзных республик ("Радянська школа", "Народна просвета", "Мектеп", "Ганатлеба" и др.) переводили на родной язык общесоюзные стабильные У. и создавали респ. комплект У. (нач. школа, родной язык, родная лит-ра, иностр. язык на базе родного языка, факультативные курсы), а также уч. лит-ру. Всего по стране изданием У. для школы занималось 22 гос. изд-ва. Жёсткая регламентация шк. программ, суровая идеологич. цензура не помешали привлечению к созданию школьных У. видных представителей науки, появлению оригинальных метод, разработок. Вошли в историю сов. школы У.: по математике - Киселёва и Рыбкина, А. Н. Колмогорова и Л. С. Атанасяна; по географии - H. H. Баранского, И. А. Витвера, В. П. Максаковского; по физике - А. В. Пёрышкина, И. К. Кикоина, М. М. Шахмаева; по химии - Ю. В. Ходакова, Л. А. Цветкова; по биологии - Б. В. Всесвятского, Ю. И. Полянского, Б. Е. Быховского, В. А. Корчагиной; по истории - А. В. Шеста-кова, Ф. П. Коровкина, Е. В. Агибало-вой, Г. М. Донского; по рус. словесности - С. Г. Бархударова; по иностр. языкам - И. Л. Бим. В создании У. для рос. нач. школы значит, вклад внесли Н. С. Рождественский, Л. В. Занков, М. Л. Закожурникова, М. И. Моро, А. М. Пышкало, В. Г. Горецкий, Д. Б. Элько-нин, В. В. Давыдов. В 70-е гг. Мин-во просвещения РСФСР утвердило первые параллельно (наряду со всесоюзными стабильными) действующие У. по геометрии Л. С. Атанасяна и по алгебре Ю. М. Калягина. В 1997 федеральный компонент включал уже 721 такой У. В 60-70-е гг. проблема У. привлекла внимание видных учёных-педагогов, начали формироваться теоретич. основы создания уч. лит-ры (Е. И. Перовский, Н. А. Менчинская, С. Г. Шаповаленко, А. И. Маркушевич, А. И. Янцов). В изд-ве "Просвещение" был начат регулярный выпуск теоретич. сб. "Проблемы шк. учебника" (в. 1-20, 1974-93). Разработки теории уч. книги (П. Г. Буга, В. П. Беспалько, В. Г. Бейлинсон, Г. Г. Граник, Д. Д. Зуев, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, В. Н. Ляхов, Я. А. Микк, М. Н. Скаткин, H. M. Шахмаев и др.) позволили определить двуединую сущность У. С одной стороны, он является для подавляющей массы учащихся важным (нередко основным) источником знаний, в нём формулируются и раскрываются в доступной форме (с учётом возрастных или иных критериев) осн. науч. понятия, предусмотренные программой, фиксируются стандарты образования. С др. стороны, У. - важнейшее средство обучения. Через У. осуществляется организация процесса усвоения содержания образования как в плане познават., самостоят. творческой деятельности, так и в эмоционально-ценностном отношении. У. призван формировать способность учащегося к накоплению личного социального опыта, формированию у него умения оценивать явления и события окружающей действительности, определять своё место в жизни. Как средство обучения У. обладает определённой материальной формой (выраженной в сложной структуре), к-рая жёстко связана с содержанием образования, с процессом и результатами усвоения. Это предъявляет высокие требования к конструкторам У. (автор, художник, редактор), требует от них знания теории У. и закономерностей его создания. Теория У. развивается на стыке педагогики, психологии, базовых наук, иск-в, книговедения и призвана установить закономерности и правила создания оптимальной формы пособия для зафик-сиров. социальным заказом объёма содержания образования, подлежащего усвоению в соответствии с программой. Диалектич. единство содержания и формы У., как и место теории У., наглядно прослеживается в разработке проблемы структуры У., через к-рую реализуются его пед. функции. Рассматривая структуру У. с позиции содержания образования в качестве модели обучения, И. Я. Лернер приходит к выводу о наличии в У. "внутренней структуры", т.е. связи элементов, выражающих процесс обучения. Эта первичная структура, к-рая может "и не иметь чёткого внешнего воплощения" каждого из своих элементов, но обязательно должна пронизать авторский замысел, представлена на схеме. Очевидно, чтобы быть реализованным в У., каждый из этих содержательных элементов должен в конце концов найти своё реальное выражение в конкретной книжной или иной форме. Такая структура, рождённая на стыке педагогики и книговедения, предполагает материализацию идей автора, перевод их в пенат-ную книгу или иную материальную форму. Вычленение компонентов и элементов конструируемого У. в этой структуре происходит по их доминирующей функции, в основу к-рой положена задача обеспечить учащемуся усвоение и творческое осмысление уч. материала (табл.). Рассматривая У. как комплексную информационную модель уч.-воспитат. процесса, Беспалько под понятие У. подводит любой материальный носитель, будь-то книга, фильм, звукозапись или обучающая программа, заложенная в компьютер (программированный У.). Как модель процесса обучения У. отображает цели и содержание обучения, дидактич. принципы и технологию обучения (ориентируя пользователя на определённые организац. формы обучения). По его мнению, разработанные им коэффициенты научности и осознанности позволяют провести экспертизу У. до его публикации. Однако все авторы теоретич. исследований У. сходятся на том, что оконча тельное суждение о качестве У. позволяет сделать только его эксперим. проверка в процессе обучения. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНИКА Тексты: Основной Теоретико-познавательный: основные термины, сквозные (ключевые) понятия и их определения, основные факты (явления), процессы, события, опыты, характеры основных законов, теорий, ведущих идей, выводы и т. п. Инструментальный практический: характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний и т. д., описание задач, опытов, упражнений, экспериментов и т. д., составление набора задач, опытов, самостоятельных работ, обзоры, разделы, систематизирующий и интегрирующий учебный материал и т. д. Дополнительный Документы. Хрестоматийный материал. Обращение. Биографические и народоведческие сведения. Статистические сведения. Справочные материалы, выходящие за рамки программы Пояснительный Предметные введения к учебнику, разделам, главам. Примечания, разъяснения. Словари. Алфавиты. Определители. Пояснения к картам, схемам, диаграммам. Указатели. Внетекстовые компоненты: Аппарат организации усвоения Вопросы. Задания. Памятки, инструктивные материалы. Таблицы. Подписи к иллюстративному материалу. Упражнения. Иллюстративный материал Предметные. Сюжетные (худож.-образные). Документы. Технические карты. Диаграммы. Схемы. Планы. Чертежи. Инструкции-методики. Графики. Справочники (декоративные). Иллюстрации. Аппарат ориентировки Предисловие. Оглавление. Рубрикат. Сигналы-символы. Библиография. Указатель. Колонтитул. Разработка в 70-80-х гг. основ теории школьного У. привела к выводу о том, что в условиях единой школы, осуществляющей всеобщее ср. образование, единый У. не может обеспечить учащимся совр. образование. Была выдвинута задача создания уч.-метод, комплекса (УМК) как открытой системы уч. пособий, обеспечивающей личностно-ориен-тированный уровень обучения в условиях массовой обязательной школы. Реализация этой идеи.требовала издания широкой номенклатуры дополнительной уч. литературы. В соответствии с курсом на переход к бесплатному пользованию учебниками (с 1977) эти книги выдавались учащимся из школьных библиотек с началом каждого учебного года и сдавались обратно по его окончанию. Срок использования У. - 2-3 года. К 1981 ежегодный объём выпуска стабильных У. в изд-ве "Просвещение" сократился в связи с фондированием на 60 млн. экз., соответственно на такое же кол-во увеличилось издание лит-ры, предназначенной для личностно-ориен-тированного обучения школьников. УМК были созданы по каждому классу и предмету. В ходе реформ с нач. 90-х гг. издание уч. лит-ры стало одним из факторов сохранения единого образоват. пространства Росеий"На общегос. органы управления общим образованием возложена обязанность формировать рекомендуемый комплект уч. лит-ры по предметам, относящимся к федеральному компоненту шк. программы. В сотрудничестве с органами образования работают мн. орг-ции разл. форм собственности, издающие У. и др. уч. лит-ру. В сер. 90-х гг. было зарегистрировано св. 160 таких орг-ций. Изд-ва обязаны соблюдать санитарные и полиграфич. требования к оформлению У. Осн. критерием оценки У. является его соответствие базисному инвариантному уч. плану или вариативным региональным уч. планам, а также гос. образоват. стандарту. Лит.: Перовский Е. И., Метод, построение и язык учебника для ср. школы, ИАПН РСФСР, 1955, в. 63; Б с и л и и с о и В. Г., Вопросы совершенствования шк. учебника, М., 1975; его же, Арсенал образования, М., 1986; Психол. проблемы построения шк. учебников, под ред. Г. Г. Граник, М., 1979; Зуев Д. Д., Шк. учебник, М., 1983; Каким быть учебнику: дидактич. принципы построения, под ред. И. Я. Лернера и Н. М. Шахмаева, ч. 1-2, М., 1992. Д. Д. Зуев.
|