ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ФилантропизмФилантропизм, филантропинизм (нем Philantropismus, от греч philantropos - друг человека), пед течение в Германии, возникшее в кон 18 в под значит влиянием идей франц Просвещения и в первую очередь Ж Ж Руссо Представители Ф - И Б Базедов, X Г Зальцман, Э X Трапп, Б Г Блаше, И Г Кампе, И К Гутс-Мутс и др - ставили своей задачей коренное изменение существовавшей системы воспитания и обучения Гл недостаток уч работы школ филантрописты усматривали в господстве зубрежки и вербализма, в отрыве содержания обучения от потребностей реальной жизни, засилии в ср школе древних языков Большой помехой в деле обучения филантрописты считали отсутствие продуманной системы уч пособий, а также слабость пед подготовки будущих учителей В воспитании филантрописты критиковали прежде всего отсутствие разумного начала, жестокость к детям, разделение шк дела по концессиональному признаку Филантрописты стремились связать обучение с природой и жизнью, сделать его для детей радостным, готовить граждан-патриотов, полезных обществу, деятельных и любящих жизнь Эти идеи были созвучны мировосприятию формировавшегося гражд общества Реализовать свои пед идеи представители Ф пытались в созданных ими уч -воспитат учреждениях нового типа, т и филантропинах, представлявших собой своеобразные школы-интернаты Первый филантропии был открыт в 1774 Базедовым в Дессау Он предназначался в основном для детей состоятельных родителей, т к за содержание и обучение взималась высокая плата Принимались и дети бедных родителей, содержавшиеся в филантропине за счет благотворит пожертвований (фамулянты) Эти дети готовились к тому, чтобы впоследствии занять должности учителей, гувернеров и т и в аристократич домах Курс обучения строился так, чтобы дать возможность пансионерам продолжать обучение в ун-тах Уч план филантропина предусматривал новые языки, а также греч и латинский, философию, курс морали, математику, естествознание, географию, историю, музыку, рисование Значит внимание уделялось ручному труду - ремесленному и сельскохозяйственному Применявшиеся филантропистами методы обучения основывались на принципах наглядности, активности, перехода от конкретного к абстрактному При обучении новым языкам вместо обычного в то время грамма-тико-переводного метода применялся разговорный как один из видов активизации мышления и уч деятельности В уч работе большое внимание уделялось прогулкам и экскурсиям, физич упражнениям В филантропине Базедова поддерживалась разумная дисциплина, физич наказания исключались, господствовало внимательное отношение к воспитанникам В филантропине Зальцмана в Шнеп-фентале (открыт в 1784) в уч план включались археология, бухгалтерия и счетоводство и др, предусматривалось изучение дисциплин по выбору учащегося с целью подготовки к продолжению образования или избранной практич деятельности Педагоги-филантрописты способствовали совершенствованию методов обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей В филантропинах были впервые разработаны шк системы занятий гимнастикой (Гутс-Мутс), ручным трудом (Блаше), чтения дет лит-ры (Кампе) Филантрописты содействовали улучшению преподавания пед дисциплин в уч заведениях, первая кафедра педагогики создана Траппом Пед идеи и опыт филантропкстов использовали в кон 19 в сторонники нового воспитания Лит Соколов II А, История пед систем, II, 1916, Пискунов А И, Очерки по истории прогрессивной нем педагогики кон XVIII - нач XIX вв, M, 1960 А И Пискунов В России освоение идей Ф началось в 1768, когда конференция Петерб АН ознакомилась с одной из книг Базедова В 70-х гг 18 в пед система Базедова привлекла внимание императрицы Екатерина II и наследник престола Павел Петрович пожертвовали Базедову на его проекты значит финанс средства Затем через графа В Г Орлова, лично знакомого с Базедовым и поддерживавшего с ним переписку, Екатерина пригласила его в Петербург для консультаций по вопросам образования Базедов от приезда отказался, но в том же году выслал императрице неск сотен экземпляров своих сочинений К кон 70-х - нач 80-х гг 18 в стало ясно, что филантропии не может служить образцом для организации шк образования в России Однако интерес к методам преподавания отд предметов императрица сохранила, в 1784 ею был приглашен в Петербург сподвижник Базедова и создатель ориг методики преподавания иностр языков X Г Вольке В 1775 Л Эйлер, увлеченный идеей филантропина, представил конференции АН книгу Базедова о своем заведении Академики признали, что "план воспитания и метод обучения во мн отношениях заслуживают предпочтения перед теми, к-рым до сих пор следовали", вероятно, этот отзыв был сообщен Базедову Нек-рые др произв Базедова и Вольке представлялись академикам в 1777 и 1783, но их отношение к этим сочинениям осталось неизвестным "Метод Базедова" оживленно обсуждался пед общественностью Известно, что он получил хвалебные отзывы (сравнение Базедова с Я А Коменским) X А Чеботарева и H И Новикова и отрицательный (за чрезмерную "развлекательность") - А А Прокоповича-Антонско-го, директора Моек университетского благородного пансиона В 80-х гг 18 в методика Базедова использовалась в Главном нем училище Св Петра (Пе-тершуле) в Петербурге Значение актуального пед знания "метод Базедова" стал терять уже в нач 19 в по мере распространения в России идей и соч И Г Песталоцци, а затем - Э Белла и Дж Ланкастера В 40-х - нач 50-х гг 19 в А И Герцен, С II Шевы-рев критиковали в Ф умозрительность и оторванность от конкретных природных и социальных условий жизни ребенка Представление о Ф связывалось в кругах рус общества гл обр с именами Базедова, реже Ф Рохова, Вольке и Кампе Были восприняты лишь отд метод стороны этого пед течения Теоретич работы представителей Ф не издавались в России Сочинения филантропистов, опубликованные на рус яз в кон 18 - 1-й пол 19 вв, относятся исключительно к дет или уч лит-ре Вольке, живший в Петербурге в 1784- 1801, сначала демонстрировал свою методику в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе, а затем преподавал в открытом им пансионе и давал частные уроки Во 2-й пол 80-х - 90-х гг 18 в он издал неск уч книг на рус, нем и франц языках, воспроизводивших гравюры изв художника Д Худовецкого Интерес педагогов к методикам преподавания иностр языков Вольке и Базедова прослеживается вплоть до 30-х гг 19 в Наиб популярными в России оказались соч Кампе В 1779 в Петербурге была издана (на нем языке) для учащихся академич гимназии его "Книжка о поведении для детей из благородных сословий" В 1785 вышла "Дет б-ка", представлявшая собой частичный перевод А С Шишковым "Малой дет б-ки", составленной Кампе В это же время начал выходить журн "Дет чтение для сердца и разума ", в к-ром публиковались произв из "Малой дет б-ки" и "Теофро-на" Большое кол-во соч Кампе переводилось и издавалось в Москве литераторами университетского круга, в т ч сподвижниками Новикова H M Карамзин на- I зывал Кампе "славным нем педагогом" Самым популярным соч Кампе в России стал его "Робинзон младший" (впервые издан на рус яз в 1792 под заглавием "Новый Робинзон", затем было сделано неск переводов, последнее изд 1908) "Младший Робинзон" (на нем яз) был в 1790 рекомендован для чтения в гимназии Моек ун-та Снабженное необходимыми упражнениями и др уч аппаратом, соч переиздавалось в 1903, 1904 и 1911 "Отеческие советы моей дочери" (1803-04) Кампе заменили в мещанском отделении Смольного ин-та книгу "О должностях человека и гражданина" Произв Кампе стали заметным явлением в лит процессе кон 18 в Отрывки из них публиковались в журн "Утренний свет", "Чтение для вкуса, разума и чувствований", "Муза" и др В журн "Приятное и полезное препровождение времени" в 1796 под назв "Чувствительность и причудливость" была анонимно опубликована В С Подшиваловым (один из наиб активных переводчиков Кампе в России) первая часть кн Кампе "О чувствительности и сентиментальности в пед отношении" Она была посвящена проблеме "ложной чувствительности", актуальной для обществ -лит дискуссий того времени В 19 в были переведены нек-рые произв Зальцмана и Рохова К Г Боленко
|