ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ФрейриФрейри, Фpейpe (Freire), Паулу (р 19 9 1921, Жабуатан), браз педагог и философ Окончил ф-т права Федерального ун-та шт Пернамбуку в Ресифи Работал в системе социального обеспечения, в 1946-55 директор Деп образования и культуры В эти годы он осуществил первые эксперименты, к-рые привели его к созданию собственного ориг метода обучения грамоте взрослых (т н метода Ф) Начал с успехом применять его с 1961 в Ресифи в созданном им "кружке культуры", к-рый превратился в настоящую пед лабораторию Система обучения Ф была поддержана Федеральным пр-вом (по плану всеобщего обучения, предложенному им, в 1964 предусматривалось открытие 20 тыс "кружков культуры", охватывающих 2 млн чел) После воен переворота 1964 был вынужден эмигрировать в Чили Преподавал в Чилийском ун-те, принимал участие в качестве консультанта в программах по ликвидации неграмотности, осуществлявшихся христ демократами В 1968 эксперт ЮНЕСКО, в 1969 проф Гарвардского ун-та В 1970 назначен консультантом по проблемам образования при Всемирном совете церквей в Женеве, работал в Ин-те культурного действия при совете В 1982 вернулся в Бразилию Система Ф не сводилась только к методике обучения, к борьбе с неграмотностью Выступая за построение "общества справедливости", в к-ром должны участвовать все люди, Ф стремился к развитию творческой активности людей, "пробуждению сознания" Рассматривал распространение образования как культурную деятельность, направленную прежде всего на перестройку мышления, пропагандировал осмысленное обучение, связывая обучение грамоте с практич жизнедеятельностью людей (т и освобождающее образование) Его концепция преобразования общества путем изменения, в первую очередь, сознания людей нашла отражение в ряде работ "Образование ради достижения свободы" ("La educac.äo como pratica da hberdade", 1967), "Педагогика угнетенных" ("La pedagogia del opnmido", 1971), "Письма в Гвинею-Бисау педагогика в развитии" ("Las cartas a Gume-Bissau Redistros de uma expenencia em processo", 1977) и др, она оказала также влияние на христ движение и была положительно воспринята деятелями католич церкви Процесс обучения по методу Ф, начинавшийся с изучения культуры, состоял из неск этапов На первом этапе сначала учащимися запоминались специально отобранные исходные темы и связанные с ними исходные слова (для португ и исп языков, напр, не более 17 слов), затем создавались наглядные пособия - плакаты, рисунки, фото, графически изображавшие разл ситуации (графич символы или коды отсюда название этого процесса - кодирование) После их анализа и обсуждения те же изображения показывались вместе со словами (раскодирование) И, наконец, изучались сами слова (без картинок) На втором и последующих этапах (собственно обучение грамоте) учащиеся узнавали и запоминали слова, устанавливали связи слов и предложений, раскладывали исходные слова на слоги и образовывали путем их комбинирования новые слова, узнавали согласные и гласные и т д Взрослые обучались чтению по методу Ф за 30-40 ч Деятельность Ф способствовала становлению нац систем образования в ряде стран Азии, Африки и Лат Америки В 1986 Ф была присуждена премия ЮНЕСКО за огромный вклад в науч -пед деятельность, "за воспитание в духе мира" Лит Фюртер П,П Фрейре, "Перспективы", 1987, J * l, Sänchez S, Pablo Freire, una pedagogia para el adulto, [Bilbaoj- Madrid, 1973, Literacy and revolution, the peda-gogy of Paulo Freire, № V, 1981 С Н Табунов
|