Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Хедер

Хедер (от иврит "хедер" - комната), базовая нач школа в традиц евр ашке-назской системе образования (см также Иешива, Талмуд-Тора) В отличие от Талмуд-Торы, X - частная школа, принадлежащая учителю-меламеду (от иврит "меламед" - обучающий) X возник между 14-16 вв в Центр Европе (Германии, Австрии, Чехии), затем получил развитие в Польше, где стал осн формой евр нач религ школы Обучались мальчики, на 1-й ступени - от 3-5 до 9-10 лет, на 2-й ступени - до 13 лет (в евр традиции - возраст совершеннолетия и совершения конфирмации) Перед поступлением в X мальчик проходил через спец "проводы" в синагоге, когда в присутствии будущего меламеда, отца и родственников-мужчин раввин или хазан (кантор) читали ему вслух 10 заповедей На следующий день отец и мать вели его в дом к меламеду, мальчику показывали буквы евр алфавита и кормили медом и сладостями, чтобы показать, насколько сладко учение Торы Обычно ученики занимались в тех же комнатах, где жила семья меламеда, к-рая должна была кормить детей и следить за ними По утрам сам меламед или его помощник (бахелфер) приводил детей, а поздно вечером разводил их по домам Дети занимались летом по 8-10 ч в день, зимой по 12 ч Это создавало особые тесные отношения между меламеда-ми, их семьями и жителями местечка Сами меламеды, как правило, не имели спец образования и относились к беднейшим слоям евр населения Нар фольклор рисует образ меламеда как непутевого неудачника, живущего в тесноте и грязи, всегда окруженного толпой кричащих и шалящих детей Вместе с тем меламед - гл хранитель ортодоксальной евр традиции, ответственный за формирование традиц евр мировосприятия у подрастающего поколения - одной из осн заповедей Талмуд-Торы В X 1-й ступени дети сначала учили алфавит, затем др -евр огласовки, соединяли буквы и огласовки в слог и переходили к чтению на иврите в его ашкеназском изводе Освоившие чтение изучали недельные отрывки Торы, или Пятикнижия Моисеева, с комментариями др -евр толкователя Раши Каждый отрывок надлежало переводить на идиш и заучивать с присущей ему речитативной мелодией Дети разного возраста и уровня подготовки занимались вместе пока одни усваивали новый материал, другие вслух повторяли старый Этот метод обучения посредством громкого повторения заучиваемого текста вслух назывался "хазерн" (на идише - "повторять") В процессе обучения Торе дети усваивали осн традиц тексты - гл молитвы, фольклор, а также навыки поведения в религ быту В X 2-й ступени, до к-рой доходили не все ученики, начинали учить простейшие части Талмуда с комментариями Раши и др толкователя Ибн-Эзры После освоения религ заповедей (мицвы) обучение в X кончалось Те, кто не обладал достаточными средствами, чтобы платить меламеду, посылал своих детей в общинную Талмуд-Тору Она часто была лучше организована, чем X, и размещалась в более просторных помещениях, но бесплатное обучение снижало ее престиж, поэтому большинство евр детей училось в X у меламедов После окончания X можно было продолжить образование в иешиве

Все муж население у евреев-ашкена-зов было охвачено обучением в X или Талмуд-Торе Рус пр-во в 19 в видело в X и меламедах осн носителей и распространителей традиц евр образа жизни и иудаизма и стремилось заменить ее офиц, т и казенными, евр уч-щами В 1844 в Рос империи было выявлено св 2,7 тыс X 1-й ступени, св 2,5 тыс X 2-й ступени, св 10 тыс меламедов и ок 70 тыс учеников В 1846-49 меламедам предписывалась сдача экзаменов не только по грамматике иврита и евр дисциплинам, но и по рус и нем языкам, к-рых большинство из них не знало В 1855 МНП поставило условие получения лицензии для меламедов - окончание общего или казенного евр уч-ща, но давало отсрочку введения закона в силу на 20 лет Предполагалось, что начиная с 1869 новые свидетельства будут выдаваться только тем, кто будет иметь офиц аттестат, а старые преподаватели за это время отойдут от практики Однако X стали переходить на нелегальное положение, отказывались от регистрации Только в 1893 был официально признан статус меламеда как нар учителя В 1894 в Рос империи было уже св 13,6 тыс X, св 12,7 тыс меламедов и св 200 тыс учеников, в т ч 10 тыс девочек Для обучения девочек в кон 19 в создавались обновленные X

После запрещения в 1918 организов религ воспитания детей до 18 лет X в течение 10 лет существовали на полулегальном положении Они окончательно прекратили свое существование в связи с распадом местечкового уклада жизни с кон 20-х гг, а затем в связи с нацистским геноцидом во время 2-й мировой войны

В странах Воет Европы X существовали вплоть до 2-й мировой войны После 1945 подобие X сохраняется только в ультраортодоксальной среде в США, Израиле и нек-рых странах Зал Европы Его формы гораздо более приближены к нормам обычной школы, чем традиц X Воет Европы

M А Членов

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета