ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Хинер де лос РиосХинер де лос Риос (Giner de los Rios) Франсиско (10.10 1839, Ронда, Малага, - 18 2 1915, Мадрид), исп педагог и философ. В 1852-53 прослушал университетские курсы в Барселоне и Гранаде В 1863 переехал в Мадрид, где стал активным участником кружка Сане дель Рио Идеи нравств. совершенствования личности нем философа Г Краузе, изучавшиеся здесь, оказали существенное влияние на формирование мировоззрения и дальнейшую деятельность X де лос P С 1866 проф. кафедры философии и права Мадридского ун-та. В 1876 для обеспечения независимости науч исследований и преподавательской работы организовал и возглавил Свободный ин-т воспитания (Institucion Libre de Ensenanza), ставший позднее базовой эксперим школой и органом подготовки реформы системы нар. образования в стране В основу пед практики ин-та легли идеи X, разработанные в многочисленных статьях в "Бюллетене Института" (регулярно издавался с 1877) и отд. трудах: "Этюдах по философии и религии" ("Estudios filo-söficos у religiöses", 1876), "Лит. этюдах" ("Estudios de hteranos", 18762), "Этюдах по образованию" ("Estudios sobre Educa-сюп", 1886), "Воспитании и образовании" ("Educaciön у Enseflanza", 1889) и др. Цель воспитания для X - формирование "нового человека" ("hombre nuevo"), осн. качествами к-рого становились оригинальность мышления, интеллектуальная свобода, духовная близость к природе, правовая и гражд. культура, тонкий эстетич. вкус, "артистизм" поведения, физич. красота. Задача ин-та - раскрыть разностороннюю творческую индивидуальность детей, содействовать их самоопределению. Программа совм. обучения носила универсальный, "энци-клопедич" характер, помимо традиц. дисциплин изучались технология, антропология, экономика, история иск-ва, обществ, науки и труд. Образование в ин-те представляло единый непрерывный процесс от дет. сада до ун-та. Предлагалось концентрич. построение курса, содержание одних и тех же предметов постепенно углублялось и усложнялось. Вместо учебников использовались конспекты учащихся, обобщавшие услышанное и прочитанное Методика преподавания ориентировалась на активность и исследоват. инициативу учеников, умение "практически и теоретически созидать предметы". Особенно широко внедрялись разл формы сократич беседы. Классы имели мастерские. Неотъемлемой частью системы обучения были многочисленные экскурсии определенного предметного профиля: посещение музеев, архит. памятников, индустр предприятий. По воскресеньям проводились спорт состязания и игры Летом ин-т открывал дет лагеря на берегу моря, организовывал путешествия по всей Испании и за границу (Францию, Португалию, Великобританию) Дисциплина поддерживалась без принуждения и насилия, на чувстве личной ответственности Принципам распространенной в Испании иезуитской педагогики противопоставлялись атмосфера дружеских отношений, личностный подход к ребенку, взаимная поддержка и доверие между учителями и их подопечными, тесный контакт с семьей. Пед. и просветительское подвижничество X де лос Р. способствовало возрождению нац. культуры, где его идеи оказали влияние на творчество M де Уна-муно и Ортеги-и-Гассета С о ч Obras completas, t l-20, Madrid, 1916-36, Ensayos, Madrid, [1969] Лит RiosF de los, La filosofm de don Fr Cmer, Madrid, 1926, Gomes Molle d a D, Los reformadores de la Espana con-temporänea, Madnd, 1966, L a d i A J, La mstitucion libre de Ensenanza, Madnd, 1973
|