Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Ценностное воспитание

Ценностное воспитание, направление в пед теории и практике США, Канады и стран Зап Европы Идея разработки Ц в впервые возникла в США с распространением в 60-70-х гг "контркультуры" среди групп молодежи и интеллигенции, выступивших против ценностей "массового общества" и "массовой культуры" Сторонники Ц в подчеркивали, что его оси цель - не прямая передача воспитанникам общечеловеческого ценностного опыта, а формирование у молодежи способностей к самостоят выбору нравств ценностей, создание у нее нравств критериев, основанных на гуманистич идеалах

В качестве методологич основ теории Ц в рассматриваются прагматизм Дж Дьюи, диалектич теология II Тиллиха, призывающего к поиску нравств ценностей и идеалов в христ религии, новый экзистенциализм M Бубера, провозгласившего диалог идеальной формой человеческих взаимоотношений, гуманистическая психология (К Роджерса и А Г Маслоу), операционная концепция интеллекта Ж Пиаже, когнитивная концепция морального развития Л Коль-берга (США), эпигенетич модель личности Э X Эриксона и др

Теория Ц в объединила ряд самостоят концепций "ценностное внушение" (Д Сьюперк), "разъяснение ценностей" (Л Ратс, M Хармин, С Саймон), "ценностный анализ" (Дж Френкель), "внедрение ценностей" (Ч Кникер), "ценностная рефлексия" (Кл Бек) и "ценностное действие" (Д Оливер, Фр Ньюмен) Хотя природа ценностей и процесс их интериоризации в отд концепциях трактуются различно, для их авторов характерна общая воспитат цель "Помочь людям жить в соответствии с ценностями" (Бек)

Все концепции можно разделить на группы по методам передачи ценностей имитация и метод примера, убеждение, разъяснение ценностей, тренировка в деятельности Первый метод строится на приучении детей подражать поведению взрослых и на неукоснительном выполнении их требования ("ценностное внушение" и "внедрение ценностей") По утверждению Кникера, "уже сам факт, что взрослый ведет себя именно так, должен восприниматься как оправдание данного вида поведения" (С h K n i k e r, You and values education, 1977) Метод убеждения ("ценностный анализ") направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся с целью их непосредств участия в процессе интериоризации ценностей Дж Френкель предлагал ориентироваться не на ограниченный набор конкретных ценностей, а на целостную программу, включающую вопросы мирного сосуществования гос-в, развития демократии, разумного использования природных ресурсов и т д (разработана в 1957 Нац советом США по социальным наукам) Методы разъяснения предоставляли учащимся свободу в выборе ценностей и обучение их т и ценностному процессу, состоящему, по мнению теоретиков Ц в, из трех оси этапов выбор, оценивание и действие (Л Ратс) Роль учителя при этом сводилась к созданию в классе атмосферы раскованности и спокойствия, побуждающих учеников к откровенным размышлениям Тренировка в деятельности ("ценностное действие") стимулировала активность учащихся в нравств поступках в конкретных жизненных ситуациях Ньюмен полагал, что учащихся необходимо обучать рациональным приемам принятия решений, позволяющим реализовать конкретные ценности "равенства, свободы выбора и рационализма" (М Силвер)

Ц в получило в США поддержку, в т. ч и финансовую Проблемами Ц в. занимаются Калифорнийский науч центр, Амер ин-т воспитания характера (шт Техас), Нац центр гуманистич воспитания (Нью-Йорк), частная пед орг-ция "Поиски новых школ" и др

В Европе Ц в стало объектом иссле-доват проекта, выдвинутого Консорциумом ин-тов в области образования в Европе (осн в 1991) при поддержке ЮНЕСКО Опубликовано исследование "Ценностное воспитание в Европе" (1994) Вопросы Ц в освещают пед, психол и социологич журналы "Journal of Moral Education", "Moral Education Forum", "American Psychologist", "American Sociological Review", "Contemporary Education", "Phi Delta Kappan", "Harvard Educational Review", "Values Education Newsletter"

Лит Цырлина Т В, Ценностное воспитание в педагогике США Критич анализ, СП, 1987, №1, Harmin M, Simon S, Values Clanfication, № У, 1972, H a w l e " R, H a w l e у I, Human values m the classro-om, № V, 1975, S 11 v e r M, Values education, Wash, 1976, Values and moral development, ed by Th С Hennessy, № V, 1976, Education for values, ed by D С McClelland, № V, 1982, B e с k С Better schools, a values perspective on education № V, 1989, Values Education m Europe Ed M Taylor, CIDREE, NFER Slough, 1994, v 7-8 T В Цырлина

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета