ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ШадриковШадриков Владимир Дмитриевич (р 18 11 1939, г. Рыбинск Ярославской обл), психолог и педагог, деятель образования, один из учредителей (1992) и акад РАО (акад АПН СССР с 1990), д-р психол наук (1977), проф (1978) Окончил физ -мат ф-т Ярославского пед ин-та им К Д Ушинского (1962) На пед работе с 1962, с 1970 преподавал в Ярославском ун-те (в 1976-82 проректор) Ректор Ярославского пед ин-та (1982-85) С 1985 в Москве зам министра просвещения СССР (1985-87), первый зам пред Гособразования СССР - министр СССР (1987-91), зам пред Госкомитета Рос Федерации по высш образованию (с 1991) С сент 1996 первый зам министра общего и проф образования Рос Федерации В трудах по общей и пед психологии разработал теорию освоения профессии как процесса формирования психол функциональной системы деятельности Выявил ее компонентный состав и закономерности генеза, указал на неаддитивность ее структурных элементов, а также на оперативность и неравномерность их развития Опираясь на идеи Л. С. Выготского, П. К. Анохина, Б. Г. Ананьева и на экс-перим. работы, предложил рассматривать способности как свойства функциональных систем, реализующих отд. пси-хич. функции. Последние имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и осуществления деятельности. Предложенный подход открывает путь к решению проблемы соотношения задатков и способностей, позволяет определить место способностей в структуре психики и рассматривать их развитие с деятельностных позиций. Ш. разработаны осн. положения, позволяющие рассматривать развитие способностей через изменение функциональных и операционных механизмов. На этой основе Ш. предложены общие принципы диагностики способностей и обоснован "метод развёртывания мнеми-ческой деятельности". Разрабатывает теоретич. проблемы образования, в их числе: взаимосвязи его общечеловеческой миссии и этнокультурной функции; принципы и пути индивидуализации содержания образования в условиях массовой школы (кн. "Философия образования и образовательные политики", 1993) и др. На основе анализа универсальной и этнокультурной функций образования предложил принципы отбора содержания образования в федеративном гос-ве и индивидуально-ориентированного учебного плана. Соч.: Психология производств, обучения, [ч. 1-2], Ярославль, 1974-76; Проблемы системогенеза проф. деятельности, М., 1982; Мнемические способности: развитие и диагностика, М., 1990 (соавт.); Деятельность и способности, М., 1994.
|