ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Школьное оборудованиеШкольное оборудование, специально разработанные для школы и необходимые для её нормальной работы предметы (пособия, приспособления, мебель и др.), в содержании, построении и конструкции к-рых учтены специфика их использования и возрастные особенности учащихся. В Ш. о. обычно не включают хоз. и противопожарный инвентарь, сантехнику, электротехн. и отопит, устройства и пр. Пром. Ш. о. изготовляется серийно на заводах и фабриках, в типографиях. Самодельное Ш. о. дополняет промышленное и служит объектом производительного труда школьников. Ш. о. подразделяется на 3 группы: уч. пособия, оборудование, приспособления. К уч. пособиям относятся натуральные объекты (гербарии, коллекции, модели, разл. муляжи, печатные пособия, уч. картины, таблицы, карты, раздаточные материалы, технические средства обучения). К уч. оборудованию относятся приборы (механические, электрические, оптические и др.), аппаратура и установки (обучающие машины, шк. компьютеры, действующие стенды тормозной и др. систем автомобиля и др.), узлы и детали уч. оборудования (инструменты, приспособления к станкам, составные части стендов по изучению устройства автомобиля, трактора и др. машин), разл. механизмы (для техн. и с.-х. труда, верстаки и приспособления для уч. мастерских и т. д.). Приспособления, входящие в состав Ш. о., выполняют вспомогат. функции и обеспечивают эффективное применение средств обучения в уч. процессе. Такие приспособления подразделяют: на устройства, используемые при демонстрации уч. пособий и оборудования (подставки для карт, объёмных пособий, проекционной аппаратуры), на конструкции для экспонирования и показа работ учащихся (стенды, экспозиц. щиты, витрины), а также для хранения и каталогизации уч. оборудования (стеллажи, хранилища для карт и др.); классные доски и т. п. К Ш. о. обычно относят также специа-лизиров. мебель для оборудования кабинетов, лабораторий, актовых залов и др. помещений школы: парты, столы (ученические для черчения и рисования), столы для учителя, демонстрац. шкафы (для уч. помещений, вытяжные) и т. д. До перехода школ на кабинетную систему занятий классы оборудовались 2-местными партами конструкции Ф. Ф. Эрисмана, рассчитанными на выполнение огранич. видов уч. деятельности, письма, чтения, слушания объяснении учителя. Кабинетная система выдвинула новые требования к оборудованию и организации рабочих мест для учащихся с учётом создания оптим. условий для выполнения всех видов деятельности при изучении каждого уч. предмета. Это потребовало расширения ассортимента шк. мебели и разработки новых конструкций изделий. Стандарты на функциональные размеры мебели для учащихся разрабатывались на основе антро-пометрич. и физиол. исследований. Мебель для учащихся изготавливается обычно на основе прочных металлич. каркасов. Для учащихся нач. классов наряду с партами производятся 1- и 2-местные ученич. столы с подъёмными крышками, к-рые можно устанавливать горизонтально и с наклоном 7-12°, а также стулья с профилированными сиденьями и спинками. Уч. кабинеты 4-10-х кл. оборудуют 2-местными столами с горизонтальными крышками и ученич. стульями; лаборатории по естеств.-науч. предметам - 2-местными лабораторными столами, оснащёнными (в зависимости от назначения) электророзетками, лабораторными раковинами, колонками для воды и газа; кабинеты черчения и изобразит, иск-ва - одноместными спец. столами с подъёмными крышками, наклон к-рых можно менять в пределах от 0 до 85°; кабинеты иностр. языка - столами, приспособленными для установки на них лингафонных устройств. Индивидуальные рабочие места учащихся в мастерских для трудового обучения 1-3-х кл. оснащены рабочими столами, укладками для инструментов, ящиками или полочками для заготовок и приспособлений; мастерские 4-8-х кл. - одноместными столярными, слесарными и комбиниров. верстаками с регулируемой по росту учащихся высотой рабочей поверхности. Рабочие столы учителя в классах и уч. кабинетах приспособлены для установки на них техн. средств (пультов, лингафонных устройств, магнитофонов, электрофонов, графопостроителей); в лабораториях - для показа опытов, натуральных пособий, моделей. Разработкой методологии н.-и, и опытно-конструкторских работ в области Ш. о., созданием и модернизацией занимается НИИ средств обучения РАО. Качество Ш. о. оценивается по следующим показателям: науч.-пед. (соответствие содержанию обучения, научность, информативность), эргономическому (гигиенич., антропометрич., физиол., психол.), по соответствию требованиям техники безопасности, эстетич. и техн. новизны, экон. эффективности использования, условий хранения и транспортирования. Достижения науки и техники стимулируют совершенствование традиционных и создание новых видов Ш. о. Глобусы, изготовлявшиеся ранее из бумажной массы, формируются из пластмасс и обеспечиваются подсветкой поверхности изнутри. Карты и таблицы печатают на пластиках или оклеивают прозрачными плёнками. Препараты по биологии заменяют натуральными объектами, помещёнными в блоки из прозрачных пластмасс; гербарные листы обтягиваются полиэтиленовой плёнкой и т. п. Для рабочих поверхностей классных досок применяют тонколистовую сталь со сте-клоэмалевым покрытием. Такие доски могут служить проекционным экраном, плоскостью для письма мелом и спец. маркёрами, а также для крепления магнитных аппликац. дидактич. пособий. Рабочие поверхности столов облицовывают декоративными пластиками, лицевые поверхности мебели отделывают прочными полиуретановым и полиэфирным лаками. Применение в уч. процессе таких новых для Ш. о. приборов, как лингафонные устройства, персональные ЭВМ, уч. лазерные устройства и т. д., повышает эффективность уч. процесса. Наряду с внедрением нового Ш. о. интенсивно развивается теория его создания и использования. Лит.: III a n о в а л с и к о С. Г., Шк. оборудование и кабинетная система занятий, М., 1974; Система разработки и постановки продукции на произ-во. Оборудование школьное. Осн. положения. ОСТ8 79-1-01-80, М., 1980; Д p и г. а И. И., Кабинетная система в общеобразоват. школе, М., 1981. А. В. Владимиров.
|