ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ВернадскийВернадский Владимир Иванович [28.2(12.3).1863, Петербург, - 6.1.1945, Москва], естествоиспытатель,. историк науки, мыслитель, обществ, деятель, акад. АН СССР (акад. Петерб. АН с 1912), поч. ч. ряда АН Европы. Окончил Петерб. ун-т (1885), занимался науч. деятельностью там же. Проф. Моск. ун-та (1898-1911). Участвовал в земском движении в защиту высш. школы. Чл. Гос. Совета России с 1908 (избран от ун-тов и АН). Товарищ министра нар. просвещения во Временном пр-ве (1917). Один из организаторов Комиссии по изучению естеств. производительных сил России (КЕПС, пред, в 1915-30). Основатель и первый през. АН Украины (1918). В 1920 избран ректором Таврического ун-та в Симферополе. В 1922-39 директор организованного им Гос. радиевого ин-та. В 1922-26 находился в науч. командировке в Париже от Рос. АН. В 1927 организовал в АН СССР Отдел живого вещества, преобразованный в 1929 в Биогеохим. лабораторию (директор в 1927-45), ставшую впоследствии Ин-том геохимии и аналитич. химии им. Вернадского. Разрабатывая проблемы биогеохимии и эволюции Земли, значит, внимание уделял исследованию деятельности человека на планете, к-рую впервые начал рассматривать как естеств. продолжение активности живого - биогенеза, т.е. преобразования планеты живым веществом. Эти идеи привели В. к формированию теории ноосферы - сферы разума и духовного единения человечества. В. использовал понятие ноосферы как описание пространства преобразующей деятельности человека, ставшего благодаря успехам науки и социальному прогрессу могучей геол. силой. В учении В. о биосфере область жизни предстаёт как сложная система и единый живой организм. Живое вещество, закономерно усложняющееся под воздействием солнечной энергии, естественно входит в ткань биосферы и составляет с ней единое целое. Являясь частицей биосферы, человек сохраняет зависимость от неё, "творящая природа" как бы направляет человечество по определённому пути. По В., гуманистич. принципы будут распространяться на всё живое вещество, в результате чего прекратится уничтожение животных и растений, человечество станет автотрофным, т.е. питающимся неорганич. веществом. Представляя человеческое общество как часть биосферы, этап её эволюции, В. открыл возможность исследовать глобальную деятельность человека, в т. ч. явления интеллектуальной жизни. В. принадлежит идея возрастания роли науки в системе культуры, внедрения науч. знаний в массовое сознание и формирования на основе фактов и эмпирич. обобщений такого мировоззрения, в к-ром возможно существование как теорий и гипотез, так и религ. и филос. взглядов, домыслов и предрассудков. Науч. творчество, по В., требует ярких индивидуальностей. Признавая большую роль нар. масс, В. постоянно подчёркивал высшую ценность отд. личности даже при глобальных масштабах интеллектуальных и обществ, процессов. Концепция В. предполагала значит, реформы в области образования. "Русское общество..., - утверждал В., - должно понять, что наука, как национальное благо, должна стоять выше партии " ("Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетии", 1912-144. Принципиальное значение он придавал качеству образования, подчёркивая, что распространение науч. знания в догма-тич. форме приводит к ограничению свободы мысли, укоренению под вплоч достоверных непроверенных временем гипотез и теорий. Для формирования науч. мышления В. считал обязательным преподавание истории науч. дисциплин в контексте развития материальной и духовной культуры. Образование, по убеждению В., должно быть ориентировано на подготовку прежде всего творцов культуры, на макс, проявление индивид, качеств человека. Свои взгляды на развитие общества В. не успел свести в цельную науч. систему. Теория ноосферы отражала уровень знаний о воздействии человека на природу, характерный для нач. 20 в., и не могла учитывать последовавших эколо-гич. бедствий и катастроф, вызванных примитивной технизацией мышления и личности человека. Представления о биосфере и ноосфере инициировали разработку понятия техносферы, в к-рой разворачивается перестройка биосферы в сторону деградации высших форм жизни. Гуманистич. пафос и оптимизм идей В. оказали значит, влияние на формирование экологич. мышления, в т. ч. разл. концепций экологии духа и экологии культуры. Соч.: Очерки и речи, [в.] 1 - 2, П., 1922; Избр. соч., т. 1-5, М., 1954 - 60; Химическое строение биосферы Земли и ее окружения, М., 1965; Живое вещество, М., 1978; Избр. труды по истории науки, М., 1981; Труды по истории науки в России, М., 1988; Философские мысли натуралиста, М., 1988. Лит.: Ферсман А. Е., Жизненный путь акад. В. И. Вернадского, в его кн.: Избр. труды, т. 5, М., 1959; Моча лов И. И., В. И. Вернадский, М., 1982; В. И. Вернадский и современность, М., 1986; Баландин Р. К., Вернадский. Жизнь, мысль, бесскертие, M., 19882; "Прометей", т. 15, М., 1988 [тематич. номер, посвящён В.]. Р. К. Баландин.
|