ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ЯстребцовЯстребцов Иван Максимович [1797, Москва, - 5(17).1.1869, Динабург, ныне Даугавпилс, Латвия], философ и педагог, деятель нар. просвещения. Получил ср. духовное образование, однако в 1816 отказался от карьеры священнослужителя и поступил на мед. ф-т Моск. ун-та (окончил в 1820). В 1825 защитил докторскую дисс. по физиологии человека. Последующие 10 лет посвятил науч.-лит. деятельности. С 1834 служил по ведомству нар. просвещения: директор муж. гимназий в Гродно (1834-42) и Динабурге (с 1842). Автор трудов по истории, географии, геологии. Особое место занимают статьи и книги Я. по вопросам педагогики и нар. образования. Рассматривая просвещение как общечеловеческое явление, Я. считал, что оно может привноситься одним народом другому, но не иначе как изменяясь "сообразно свойству народов". Положение России оценивал в отношении к разл. классам и разным её народам; оба отношения связывал с неодинаковыми подходами к системам обучения. Идеал просвещения видел в общедоступном образовании. Важную роль в просвещении отводил изучению "натуральной истории" (истории человека в мире), к существовавшим в России учебникам по истории относился критически. В журн. "Московский телеграф" опубликовал в кон. 20-х - нач. 30-х гг. 19 в. цикл статей, к-рые должны были составить "особенный род ист. учебника" (в виде отд. книги учебник не был издан из-за противодействия цензуры). Согласно Я., изучение истории способствует познанию законов природы и общества. К числу таких законов Я. прежде всего относил закон изменяемости. В природе всё соединено в общее целое. Всякое существо "частию в плену, частию на свободе, частию повинуется общей природе, частию ею повелевает. Чем оно совершеннее, тем слабее его дань общему и тем более сие общее служит в его индивидуальную пользу". И сам человек "не может избегнуть от внешних влияний, к-рые действуют на него и изменяют его не только физически, но и душевно". В жизни отд. человека и всего общества решающая роль принадлежит разуму и просвещению: разум - самая могущественная сила на Земле, его орудие - просвещение, к-рое состоит в "приобретении способов управления силами природы". Я. рассматривал также особый вид просвещения, к-рый называл гражданственным, - овладение способностью не только "управлять природою, но и управляться с подобными себе". С этих позиций детально рассмотрел задачи шк. образования и роль отд. уч. предметов в становлении гражданина. К уч. материалу Я. предъявлял след, требования: преподаваемые детям сведения не должны превосходить пределов их понимания; обучение должно способствовать гармоничному умственному и физич. развитию и готовить почву для дальнейшего образования и самообразования; преподавать следует в первую очередь те дисциплины, к-рые соответствуют духу времени и освоение к-рых способно принести наиб, пользу человечеству, родине и самому человеку. Особое значение в этой связи придавал естеств. наукам. Соч.: Об умственном воспитании дет. возраста, М., 1831; Об органах души, М., 1832; О системе наук, приличных в наше время детям..., M., 18332 (новое сокр. изд., в кн.: Антология пед. мысли России первой пол. XIX в., М., 1987); Исповедь, СПБ, 1841. Лит.: Лебедев П. А., И. М. Ястреб-цов и его исследования по дидактике, СП, 1987, № 4. П. А. Лебедев.
|