ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ГеографияГеография в школе, уч. предмет, содержание к-рого составляют основы физ., социальной и экон. географии. Физ. Г. включает осн. понятия общего землеведения, региональной Г., геоморфологии, почвоведения, климатологии, океанологии, ботан. Г., зоогеографии, а также картографии и нек-рых смежных с физ. Г. естеств. наук (геологии, метеорологии, экологии и др.). Социальная и экон. Г. включают осн. понятия общей и региональной экон. и социальной Г., Г. населения, полит. Г., а также важные понятия ряда экон. наук (экономики пром-сти, с. х-ва и транспорта), демографии, истории нар. х-ва, этнографии, экологии и др. Среди др. уч. предметов Г. занимает одно из ведущих мест в формировании диалектич. мышления и обществ, сознания личности, её полит, культуры. Курс Г. формирует у школьников понимание совр. геогр. картины мира. Природа изучается как по отд. сферам (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера), зонам, так и в их совокупности, т.е. в виде разл. природных комплексов. Важнейшее место в курсе занимает изучение Г. родины, её природы, населения, экономики, особенностей развития и размещения важнейших отраслей х-ва, экон. р-нов и терр.-производств, комплексов. Курс Г. даёт уч-ся представление о совр. полит, карте мира, его населении и мировом х-ве, глобальных проблемах современности, экон.-геогр. особенностях разл. гос-в. Геогр. явления рассматриваются в процессе развития, изучаются формы и результаты взаимодействия природы и общества. Уч-ся получают представление о науч. основах рационального природопользования. В ходе изучения формируются экон. знания и умения уч-ся. Знакомство со структурой х-ва, его важнейшими отраслями, их значением, размещением и перспективами развития важно для профориентации. В курсе Г. школьники учатся находить в отд. геогр. объектах проявление общих геогр. закономерностей, сравнивать объекты, определять их взаимные связи и зависимости и т. д., так развивается их мышление. Важную роль играет Г. и в развитии памяти учащихся. При изучении Г. школьники знакомятся с крупнейшими геогр. открытиями, известными землепроходцами, деятельностью учёных-географов. География как учебный предмет. До сер. 17 в. Г. как отд. уч. предмет в школах Зап. Европы не изучалась, геогр. сведения обычно давались в курсах государство-ведения. Преподавание Г. было введено во 2-й пол. 17 в., особенно распространилось в 1-й пол. 18 в. Первым светским уч. заведением в России, в к-ром преподавалась Г., была Школа матем. и навига-цких наук, открытая в 1701. В 1703 Г. была введена в гимназии Э. Глюка в Москве. В 1-й пол. 18 в. элементы Г. стали изучать в духовных семинариях. В 80-х гг. Г. как самостоят, дисциплина вошла в уч. план гл. нар. уч-щ, с 1804 - уездных уч-щ. Содержание отеч. курса Г. ограничивалось нек-рыми сведениями из матем. Г. и кратким описанием важнейших гос- в мира. Успехи отеч. Г. и возросшие требования к знанию своей страны обусловили усиление в преподавании Г. внимания к России. В гл. нар. уч-щах Г. изучалась в двух ст. классах: в 3-м кл. - всеобщая Г., в 4-м - Г. России. В 7-класс-ных гимназиях (введены в 1828) Г. преподавалась в 3-7-х кл. (14 уроков в нед). Курс начинался матем. Г. и всеобщей Г., включавшей осн. сведения о Земле; в 4-м кл. продолжалось изучение всеобщей Г. - описание отд. стран, в 5-м кл. преподавалась отеч. Г., в 6-7-х - "всеобщая и российская статистика" (экон. Г.). С 30-х гг. 19 в. обучение Г. началось с 1-го кл., а в последующие годы из уч. плана гимназий была исключена статистика, к-рая отличалась от общей Г. наличием анализа и объяснения изучаемых в курсе явлений. После 1905-06 в большинстве ср. уч. заведений ввели преподавание Г. в 5-6-х кл. Материал курса (при 2 уроках в каждом классе) распределялся по классам след, образом: 1-й кл. - нач. Г. (элементы общей физ. Г.), 2-й - Г. неевроп. стран, 3-й - Г. Европы, 4-й - Г. России, 5-6-е кл. - коммерч. Г. России и главнейших гос- в мира (в нек-рых уч. заведениях этот курс наз. сравнительной Г., или отечествоведе-нием). В 1911/12 уч. г. на изучение курса Г. отводилось в гимназиях 10 уроков в нед, в реальных и коммерч. уч-щах, а также в кадетских корпусах 12 уроков, в высш. нач. уч-щах 8 уроков в нед (1-4-е кл.). В 1915 по новым уч. планам и программам кол-во уроков Г. было увеличено до 16 в нед, однако они были введены только в отд. гимназиях Петербурга и Москвы. В 1921 комиссией под руководством Д. Н. Анучина была создана первая сов. программа по Г.: в 3-4-х кл. предусматривалось изучать родиноведение (своя деревня, город, уезд, губерния), давать обзор типичных картин природы и жизни людей в разных частях страны; в 5-8-х кл. намечалось преподавать Г. частей света и отечественную, а также курс экон. Г. (России и важнейших гос- в мира); в 9-х кл. вводилось изучение Земли как планеты с элементами астрономии и метеорологии. В программе увеличивалось не только кол-во уроков по Г., ной объём курса отеч. Г., усиливался объяснит, элемент в обучении. Однако эта программа фактически была введена лишь в немногих столичных школах, в основном Г. преподавалась по программам, составленным местными органами образования. С введением в 1923-24 программ ГУСа геогр. материал 3-4-х кл. вошёл в комплексные темы, а 5-9-х кл. вместе с историей был включён в курс обществоведения и частично (вместе с биологией) в курс естествознания. Отрывочные геогр. сведения не формировали у уч-ся систематич. геогр. знаний. Поэтому в 1927 Г. была восстановлена как самостоят, уч. предмет в 5-7-х кл., а в 1932- в 8-х кл. На основе пост. ЦК ВКП(б" и СНК СССР от 16 мая 1934 чО преподавании географии в нач. и ср. школе СССР" изменена структура и увеличен объём курса Г. (до 15 уч. ч в нед), введено его концентрич. построение. Курс Г. нач. школы включал элементарные сведения по общей физ. Г. на материале своей местности (3-й кл.) и характеристику природы и жизни людей по зонам в пределах СССР (4-й кл.). В 7-летней школе большое место отводилось изучению физ. Г.: в 5-м кл. - общей физ. Г., в 6-м - Г. частей света, в 7-м кл. - Г. СССР. Поскольку для большинства уч-ся образование ограничивалось 7-летней школой, в курсы 6-го и 7-го кл. наряду со сведениями о природе были включены нек-рые сведения о населении и х-ве СССР и важнейших заруб, стран. Систематич. курсы экон. Г. СССР и заруб, гос- в были перенесены в ст. классы. В кон. 50-х гг. в ср. школы союзных республик, кроме РСФСР, были введены соответствующие курсы региональной Г. С переходом к 8-летнему (нач. 60-х гг.), а затем к всеобщему ср. образованию (70-е гг.) сетка часов и структура курса Г. менялись. Построение курса Г. стало линейно-ступенчатым. Нач. курс Г. в мл. классах был заменён курсом природоведения в 4-м кл.; в 5-7-х кл. преподавалась физ. Г., а в 8-9-х кл. - экон. Г. Экон.-геогр. материал в программе 6-7-х кл. был значит, сокращён. Типовая программа по Г. для всех ср. уч. заведений имела след, структуру (до 1986). В 5-м кл. изучался нач. курс физ. Г. (2 ч в нед), к-рый опирался на приро-доведч. знания, полученные уч-ся во 2-4-х кл. В 6-м кл. (3 ч в нед) последовательно рассматривалась физ. Г. каждого материка, а в заключение - их общие физ.-геогр. закономерности. В 7-м кл. преподавался курс физ. Г. СССР (2 ч в нед), состоящий из общего обзора и физ.-геогр. характеристики каждой из крупных природных территорий; в заключение рассматривалась физ. Г. своей области (края, авт. республики). В 8-м кл. курс экон. Г. СССР (2 ч в нед) включал две осн. части: общий обзор нар. х-ва (население, отрасли пром-сти, с. х-во и транспорт) и обзор экон. р-нов и союзных республик и завершался экон.-геогр. характеристикой своей области, края, авт. республики. В школах всех союзных республик, кроме РСФСР (где рассматривалась Г. АССР области), после курса физ. Г. СССР в 7-м кл. изучался свой курс региональной Г. (физ. и экон.). В 9-м кл. преподавалась экон. Г. заруб, стран (2 ч в нед), включавшая общий обзор, характеристику социалис-тич., крупнейших капиталистич. и развивающихся стран, а также тему о всемирных экон. отношениях. В 1986/87 уч. г. во всех ср. уч. заведениях введена новая программа по Г., в большей мере отражающая новую науч.-метод. концепцию. С целью разгрузки программы от излишне усложнённого и второстепенного материала укрупнены изучаемые регионы и сокращена геогр. номенклатура. Курс Г. строился как единый. Изучение Г. в 6-м кл. 11-летней школы открывалось нач. разделом физ. Г. (2 ч в нед), переходным от природоведения к систематич. Г. Его задача - ознакомить уч-ся с Г. как наукой, её языком, сформировать нач. геогр. знания и умения, дать представление о природе и населении Земли. В курсе последовательно-рассматривались понятия о плане и карте, об оболочках Земли, о взаимосвязи компонентов природы, о населении и полит, карте мира, в заключение (как обобщение) - природа и население своей местности. В 7-м кл. в курсе Г. (3 ч в нед) рассматривались происхождение материков, атмосфера и климат Земли, мировой океан, давалось понятие о природных комплексах и их смене, об освоении Земли человеком. На конкретном материале разл. территорий мира уч-ся подводились к пониманию закономерностей целостности геогр. оболочки Земли и совр. этапа её развития. В 8-9-х кл. преподавался курс Г. СССР (2 ч в нед), задача к-рого дать учащимся глубокие и комплексные знания о природе, населении и нар. х-ве страны. Физ. Г. СССР изучалась в осн. в 8-м кл. Курс состоял из введения, в к-ром рассматривались источники геогр. знаний,. давалась общая характеристика природы и природных ресурсов страны по компонентам (рельеф, геол. строение и полезные ископаемые, климат и климатич. ресурсы, внутр. воды и водные ресурсы, почвы и почвенные ресурсы, растит, и животный мир), а также разделов, посвящённых природным комплексам (природное районирование, природные зоны и комплексы) и обобщающего раздела - рациональное использование природных ресурсов и охрана природы. В 8-м кл. рассматривались также численность, состав и размещение населения на терр. страны. В 9-м кл. преподавалась экон. и социальная Г. СССР; общая характеристика нар. х-ва, осн. межотраслевые комплексы - топ-ливно-энергетич., маш.-строит, и др., раскрылось их значение, развитие и размещение. Большое место в курсе занимала региональная часть по экон. зонам, а в их пределах - Г. отд. республик и экон. р-нов. Курс 9-го кл. завершался комплексным изучением Г. республики (области, края). Курс 10-го кл. включал экон. и социальную Г. мира (геогр. характеристика мировых природных ресурсов, населения, важнейших отраслей мирового х-ва, глобальные проблемы человечества, экон. и полит. Г. стран). В кон. 80-х - нач. 90-х гг. значительно расширились, углубились и увеличились по объёму курсы Г. отд. республик. Эти курсы стали изучаться на протяжении целого учебного года, иногда в течение 2 лет. Нек-рые школы, пользуясь правом вносить изменения в структуру уч. предметов, в рамках уч. планов, осуществляют на ср. ступени шк. обучения интеграцию общей физ. Г. с химией, физикой и биологией в едином курсе естествознания, а на ст. ступени - экон. и социальной Г. мира с курсом всеобщей истории в едином курсе совр. мира. В школах с дифферен-циров. обучением вводятся спец. курсы Г., соответств, профилю школы (Г. с. х-ва, мед. Г. и др.), а также некоторые разделы Г. включаются в общие курсы экологии. В 1990-91 почти по всем шк. курсам Г. были изданы параллельные учебники, соответствующие требованиям программы, но отличающиеся по структуре и отбору фактич. материала. Учителям предоставлено право выбора учебника, поэтому при соблюдении общих для школ отд. республики требований к знаниям учащихся, в построении курсов и в отборе уч. материала между школами могут быть существ, различия. В соответствии с концепцией развивающего обучения важной задачей шк. Г. стало формирование творческого мышления учащихся, а в условиях непрерывного образования - подготовка к последующему образованию. В связи с этим большое внимание уделяется формированию у уч-ся приёмов умственных действий, навыков уч. труда и практич. умений. Активизация уч. деятельности школьников обеспечивается прежде всего их систематической, постоянно усложняющейся самостоят, работой с раз л. источниками (картой, статистич. материалами), наблюдениями, практическими занятиями, использованием межпредметных связей. Углублённую теоретич. и практич. подготовку по Г. уч-ся могут получить на факультативных занятиях. Учитель Г. использует разл. средства обучения: стенные карты - общие физические (полушарий, материков, отд. территорий), политико-адм., спец.-тематические и настольные атласы и контурные карты; кино- и видеофильмы, диафильмы и диапозитивы; стенные картины; таблицы; коллекции; гербарии; глобусы; макеты и модели; приборы и разл. инструменты. Расширение уч.-материальной базы обучения, возрастание роли техн. средств делают целесообразным создание в школах кабинета Г. и геогр. площадки. В кабинете Г. сосредоточиваются все уч. пособия и ТСО, используемые на уроках Г. и во внеклассной работе; проводятся просмотр уч. кинофильмов и диафильмов, телеуроки, геогр. сборы, диспуты и т. д. На геогр. площадке организуются практич. занятия и наблюдения по физ. Г. {наблюдения за высотой Солнца, определение азимута, ориентировка по Полярной звезде, Солнцу и т. д.). Ведущее место во внеклассной и внешк. работе по Г. занимает краеведение. Осн. формой организации внеклассной работы по Г. в школе является географический кружок. Учебники, учебные и методические пособия по географии. В 1-й пол. 18 в. в уч. заведениях России использовались переводные учебники - анонимный "Геогра-<Ьня, или Краткое земного круга описание" (изд. в России в 1710), "География генеральная" Б. Варениуса (изд. в Амстердаме, 1650; рус. пер. 1718), "Земноводного круга краткое описание" И. Гибнера 4изд. в Германии, 1693; рус. пер. 1719). Материал о России был в них незначительным по объёму, содержал мн. неточностей. В 1742 вышел первый рус. учебник Г. "неизв. автора), в 1776 - учебник отеч. географии X. А. Чеботарёва "Геогр. метод, описание Рос. империи". В кон. 18 в. то 30-х гг. 19 в. в высш. и ср. уч. заведениях России использовались пособия Е. Ф. Зябловского и К. И. Арсеньева. В них содержались довольно полные и соответствующие действительности сведения о России. В учебнике Арсеньева "Начертание статистики Рос. гос-ва" (1818) впервые было дано описание природы и i-ва по "пространствам", на к-рые разделялась Россия; давались в нём и не-к-рые объяснения, в частности о связях срнроды и х-ва. Среди многочисл. учебен ков по Г., изданных в сер. и во 2-й оол. 19 в., выделялись "Уроки географии" Л. Д. Семёнова (изд. 1860-67), положившие начало родиноведч. направлению в отеч. Г. Описание России в этом учебнике начинается с Петербурга, его уезда, губернии, а затем даётся по путям сообщения в виде "воображаемого путешествия" по всей стране. Высокими качествами отличался "Учебник географии" (ч. 2-3, Азия, Австралия, Африка, Америка и др.) А. Я. Герда (1887-88), содержавший яркие описания, интересный материал по физ. Г. и естествознанию. С кон. 19 в. распространение получили геогр. учебники П. Белохи, И. Матченко и К. Смирнова, с обширным материалом о России и большом числе заруб, стран. Перегруженные геогр. номенклатурой учебники были рассчитаны на зазубривание огромного кол-ва названий и цифр. Для этих книг были характерны статистич. подход к изложению фактич. материала, слабое использование карт. Введение в курс экон. Г. полит, и полит.-экон. вопросов усиливало его связь с современностью, однако эти вопросы, как правило, не были сопряжены с геогр. материалом. Учебники Г. И. Иванова (изд. 1902) отличались интересным, доступным для учащихся текстом, включали отрывки из сочинений известных популяризаторов геогр. науки того времени А. П. Нечаева и С. Меча, произв. рус. писателей, были хорошо иллюстрированы, содержали вопросы и задания для самостоят, работы. Серия учебников (1903) группы моек, преподавателей ун-та и гимназий А. А. Крубера, С. Г. Григорьева, А. С. Баркова и С. В. Чефранова включала материал, раскрывающий достижения геогр. науки, многочисленные иллюстрации и спец. картосхемы. В отличие от предшествовавших, они давали характеристику населения и его хоз. деятельности, доступный непосредств. наблюдению уч-ся краеведч. материал, задания для самостоят, работы. Эти учебники, исправленные и дополненные, издавались и в сов. время. В нач. 30-х гг. школа получила учебники, соответствовавшие по содержанию новым программам: по физ. Г. (5-й кл.) - Баркова я А. А. Половинкина; по Г. частей света (6-й кл.) - Иванова и А. С. Доброва; по физ. Г. СССР (7-й кл.) - H. H. Баранского и Чефранова; по экон. Г. СССР (8-й кл.) - Баранского; по экон. Г. заруб, стран (9-й кл.) - И. А. Витвера. Эти же учебники с нек-ры-ми изменениями использовались в школах до сер. 60-х гг., когда в связи со значит, изменениями в программах их сменили новые учебники, действовавшие до кон. 80-х гг.: по физ. Г. (5-й кл.) - Н. А. Максимова; по Г. материков (6-й кл.) - В. А. Коринской, П. Д. Прозорова, П. Н. Счастнева; по физ. Г. СССР (7-й кл.) - А. И. Соловьёва, H. E. Дика, Г. В. Карпова, И. С. Матрусова; по экон. Г. СССР (8-й кл.) - К. Ф. Строева, М. К. Ковалевской, В. Я. Рома; по экон. Г. заруб, стран (9-й кл.) - под ред. В. П. Максаковского. Учебники Максимова и под ред. Максаковского удостоены Гос. пр. СССР (1977). В кон. 80-х - нач. 90-х гг. были изданы на конкурсной основе учебники, принципиально отличающиеся от прежних по отбору уч. материала и метод. оформлению. Все учебники ориентированы на самостоят, работу с ними учащихся и подготовку школьников к самообразованию. Здесь имеется обширный и разнообразный метод, аппарат (установочные, проверяющие, обобщающие вопросы, практич. задания разл. сложности, справочные данные в тексте и в приложениях, словари терминов), карты, схемы и т. п. Среди этих метод, трудов учебники: по физ. Г. (6-й кл.) - Т. П. Герасимовой, Г. Ю. Грюнберга, Н. П. Неклюковой; по Г. материков и океанов (7-й кл.) - Коринской, В. П. Щенева, И. В. Душиной; по физ. Г. СССР (8-й кл.) - В. П. Сухова; Э. М. Раковской и И. И. Барино-вой; по экон. и социальной Г. СССР (9-й кл.) - Рома и В. И. Дронова, а также под ред. А. В. Даринского; по экон. и социальной Г. мира (10-й кл.) - Максаковского, а также Ю. Н. Гладкова и С. В. Лаврова. В 1992 выпущен учебник по Г. России (8-9-е кл.) под ред. Даринского. Методика преподавания географии в России разрабатывалась со 2-й пол. 18 в. Метод, указания помещались в предисловиях к учебникам. Осн. методами преподавания считались нанесение по памяти геогр. назв. на немую (контурную) карту и повторение их по учебнику, заучивание текста, назв. геогр. объектов и показ их на карте. Во 2-й пол. 19 в. К. Д. Ушинский, подчёркивая большие возможности шк. Г. в воспитании учащихся, в развитии их мышления, предлагал начинать изучение Г. со своей местности. Родиноведч. принцип в преподавании Г. был изложен Семёновым в брошюре "Пед. заметки для учителей" (1864), одной из первых рус. работ по методике Г. Семёнов широко использовал беседу, наглядные пособия, "путешествия" по странам, конспектирование содержания уроков школьниками, черчение карт и др. методы. Большую роль он отводил письменным изложениям уч-ся по Г., обращая внимание не только на усвоение номенклатуры понятий, но и на понимание геогр. закономерностей; широко применял сравнит, метод обучения (после того как школьники усваивали вопросы физ. Г., переходил к статистич. обзору важнейших государств, сравнивая их между собой и особенно с Россией). Во 2-й пол. 19 в. в преподавании Г. преобладал "конструктивный" метод обучения - черчение карт по памяти. В 80-90-е гг. против этого метода обучения Г. выступали А. Соколов, Э. Ю. Петри, Г. Н. Раевский и др. педагоги, к-рые противопоставили ему метод "чтения карт". Методику такой работы создали учителя Виленского уч. округа. Читая карту, ученик должен был ответить на вопросы: под какой широтой и долготой, в каком поясе лежит страна, какими она окружена морями и землями и т. д. Школьники измеряли по карте расстояния, длины рек и хребтов, вычисляли площади, а затем делали более сложные выводы и обобщения о климате страны, флоре и фауне, плотности населения и т. д. В метод, руководствах В. П. Буданова, С. А. Аржанова и др. подчёркивалась важность картинных описаний в мл. классах и объяснения геогр. явлений в старших. Большое внимание отводилось сравнит, способу изложения геогр. материала. Однако все эти предложения не получили офиц. поддержки. В 20-х гг. в РСФСР осн. методом уч. работы по Г. был исследовательский метод, широко применялись экскурсии, приёмы графич. и картографич. проработки изучаемого материала, проводились разнообразные практич. работы. Был издан ряд пособий по методике изучения своей местности, проведению экскурсий Б. Е. Райкова, Н. А. Гейнике, Г. Г. Шенберга и др. В 30-х гг. укреплялась материальная база преподавания Г.: начался массовый выпуск шк. атласов и серий геогр. картин, уч. диапозитивов, диафильмов. Активизировалась разработка методов обучения. С 1934 начал выходить метод, журн. "География в школе". Была разработана методика работы с уч. картинами (А. С. Барков, 1934). Доступность их восприятия способствовала формированию у школьников представлений о мн. геогр. объектах и явлениях, не подлежащих непосредств. наблюдению, позволяла получить информацию о типичных особенностях того или иного явления. Изданы "Тетрадь для практич. работ по географии" (1937) и "Методика преподавания физ. географии" (1939) В. П. Буданова. Осн. внимание автор уделял практич. работам, предложил систему упражнений, формирующих приёмы работы с картой. В 1935 H. H. Баранский создал курс экон. Г. для ср. школы, впервые положив в его основу районное направление, и начал разрабатывать методику его преподавания. Под экон.-геогр. характеристикой страны или района он понимал геогр. аспекты и полит., и социальной, в т. ч. идеологической, жизни. Значит, место в методике преподавания экон. Г. он отводил установлению причин-но-следств. связей между геогр. явлениями, процессами. В 50-60-е гг. большое значение в преподавании Г. стали приобретать практич. работы уч-ся, усилилось внимание к воспитывающей функции предмета. Развитие шк. краеведения и включение в программы спец. разделов о природе и х-ве своей области (республики, области, края) создало основу для реализации краеведч. принципа в обучении. Усвоению геогр. знаний способствовали наблюдения уч-ся, ознакомление их с хоз. деятельностью населения, экскурсии, разл. формы участия школьников в общественно полезном труде по охране природы, поискам полезных ископаемых, благоустройству своего города, села. В 70-е гг. в методике преподавания Г. важное значение придавалось профориентации, экологич. направленности всех форм учебной работы. В преподавании Г. стали шире применяться такие методы обучения, как наблюдения, экскурсии, практич. работы и семинарские занятия, подготовка докладов, рефератов, письменных геогр. сочинений, деловые игры и др. Как правило, каждый из методов обучения сочетался с работой над геогр. картой, к-рая используется не только как наглядное пособие, но и как источник геогр. знаний. Существенное место в методике отводится работам уч-ся на местности (глазомерная съёмка, измерит, работы и пр.). С кон. 80-х гг. в преподавании Г. начинают применяться графич. конспектирование, опорные конспекты; распространяется использование в уч. целях персональных компьютеров. Большинство объектов, изучаемых в курсе Г., не может быть показано в натуре. Представления о них создаются у учащихся с помощью стенных геогр. карт, атласов, глобуса, моделей, муляжей, картин, коллекций и т. д. Используются также уч. кинофильмы, диафильмы, телеуроки. Традиционны осн. межпредметные связи Г. с курсами природоведения (при изучении картографо-топографич. вопросов, развитии геолого-геоморфологич. знаний и т. д.), математики (масштаб, величина и измерение углов и т. д.), обществоведч. дисциплин (опора на знания об обществ, разделении труда, пром. перевороте 18- 19 вв. и т. д.), биологии (влияние деятельности человека на природные сообщества и пр.), а также g астрономией, химией, физикой. Для науч.-метод. помощи учителю издаётся журн. "География в школе" (осн. в 1934). Выпускаются серии книг типа "Б-ка учителя географии", "Из опыта работы", брошюры для учителей по актуальным вопросам методики преподавания Г. и книги для учащихся. К учебникам издаётся комплект уч.-метод, пособий: метод, руководства для учителей, книги для внеклассного чтения по курсу Г. и науч.-популярная лит-ра для учащихся. Преподавание географии за рубежом. В большинстве стран Г. изучается в осн. школе как самостоят, уч. предмет, но в ряде стран, на уровне нач. и ст. классов, входит в состав интегриров. программ под назв. курсов "обществ, наук", "ес-теств. наук" или "наук о Земле" (США, Япония и др.). В Великобритании, ФРГ, Бельгии, Нидерландах и др. в разл. типах школ и на разных возрастных ступенях систематич. курс Г. сочетается с изучением элементов геогр. знаний в составе интегриров. программ. Применяются разл. подходы к построению программ. Во мн. странах распространены программы, построенные в соответствии с т. н. выборочным принципом обучения: в них включают только те регионы или страны, на примере к-рых можно показать типичные геогр. процессы или явления (напр., темы "Япония как высокоразвитая индустриальная страна, не имеющая собственных природных ресурсов", "Италия как страна туризма", "Египет как дар Нила" и т. д.). Доля уч. часов по Г. в общем числе колеблется в разных странах в пределах 5-8% (от 11 до 17 ч в нед). В большинстве стран курс Г. строится концентрически, соответственно ступеням шк. образования. Обычно уч-ся начинают изучение Г. отдельно или в комплексе с др. уч. предметами (историей, естествознанием) на 2-3-м, реже 4-м году обучения (в возрасте 8-9 лет). Как правило, этот курс имеет пропедевтич., родиноведч. характер. В нек-рых странах (Германия, Финляндия, Великобритания) в уч. планах имеется элементарный курс Г. родного края. Систематич. изучение Г. начинается с 4-5-го года обучения (в 11-12 лет) и продолжается на протяжении ср. ступени (4-6 лет) при 2-3 уроках в нед. Последовательность курсов различна. В Польше, Германии, Франции курс ср. ступени начинается элементарными основами общей, гл. обр. физической, Г.; в Венгрии, Австрии и Финляндии - Г. своей страны. Во всех странах на ср. ступени школы изучается региональная Г. материков и стран в их пределах и Г. своей страны, а также общая физ. Г. Лит.: Баранский H. H., Методика преподавания экон. географии, М., 1960; Даринский А. В., Методика преподавания географии, М., 1975; Методика обучения географии в ср. школе, под ред. А. Е. Бибик и др., М., 1975; Методика обучения географии в ср. школе, под ред. Л. М. Панчеш-никовой, М., 1983; Максаковский В. П., Науч. основы шк. географии, М., 1982; Основы конструктивной географии, под ред. И. П. Герасимова и В. С. Преображенского. М., 1986; Новые взгляды на геогр. образом ние, пер. с англ., под ред. В. П. Максаковскс-го, Л. М. Панчешниковой, М., 1986; Вести ц-кий М. Б., Техн. средства в обучении географии, М., 1977; Геогр. комплекс ср. школы, М 1978; Голов В. П., Средства обучения гео графин и условия их эффективного исполь зования, М., 1987; Б а р и и о в а И. И., F л ховская Л. И., Николина В. Е Внеурочная работа по географии, M., 191 - Контрольные задания и упражнения по географии, под ред. Л. М. Панчешниковой, М 1982; Баринова И. И., Самостоят, ж практич. работы по физ. географии СССР, М 1990; Даринский А. В., Профорпента ционные возможности шк. курса экон. георафии СССР, М., 1980; его же, Урок ггг-графин в ср. школе, М., 1984; Д ахш if гер В. К., Указатель лит-ры по географам для учителей, М., 1936 [Систематич. анноп ров. список книг за 1900-1935 гг.]; Б а райский Н. Н., Ист. обзор учебнике" географии (1876-1934), М., 1954; Даринский А. В., Луканенкова В. К Самообразование учителя географии, М 1983 (библ.). А. В. Даринский
|