Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Городские школы

Городские школы, элементарные или средние уч. заведения в Европе, создававшиеся по инициативе и при поддержке бюргерства (в Германии и Шотландии - бюргерские школы). Возникли в 13 в. в связи с потребностью гор. населения в спец. практич. образовании, гл. обр. на базе гильдейских и цеховых школ. Воспитание и преподавание в Г. ш. строилось на основе практики церковных школ (см. в ст. Средние века). Помимо традиц. предметов (чтение, письмо, основы лат. грамматики и, как правило, религии) в Г. ш. обучали составлению деловых бумаг, счетоводству, давали нач. сведения по географии и истории. Наряду с Г. ш., где языком обучения был латинский (цеховыми, гильдейскими), в 14 в. стали появляться частные школы с родным языком обучения, существовавшие на первых порах нелегально: "писарские" школы, или школы письма, школы счёта, школы письма и счёта. С изобретением книгопечатания распространились учебники для Г. ш. на родном языке, многие из к-рых были прогрессивнее латинских пособий. Продолжительность обучения варьировалась в зависимости от предназначения школы и намерений учащихся (подготовка к лат. школе или ун-ту, ре-месл. образование). Школы были платными, их осн. контингент составляли дети состоятельных горожан (дворянство, торгово-ремесл. слои). Иногда предусматривалась возможность обучения детей из гор. низов; они могли вносить меньшую плату или содержались за счёт гор. благотворительности. Открывались Г. ш. для девочек, реже - школы совместного обучения.

Содержанием школ, подбором кандидатур ректора и старших учителей ведали органы гор. самоуправления. Общий надзор за всеми школами в городе, утверждение кандидатур учителей осуществлял схоластик монастыря или собора, получавший часть платы за обучение. Позднее патронат над школами полностью перешёл к магистрату. Учителями становились гор. клирики, грамотные ремесленники, часто - недоучившиеся школяры. Т. к. преподаватели нанимались сроком на год, значительно пополнилась прослойка странствующих учителей, переходивших вместе с учениками (бродячие школяры - ваганты или голиарды) из одной школы в другую. Со временем должность учителя сделалась ремеслом, возникли династии, цеховые объединения учителей, уставы к-рых регламентировали деятельность Г. ш., препятствовали индивидуальной практике. Т. о. была подорвана монополия церкви на образование. Под влиянием идей Реформации в 16 в. активно развивались школы родного языка, что способствовало широкому распространению грамотности в бюргерской среде. На основе Г. ш. родного языка в 17-18 вв. создавались нач. нар. школы.

Лит.: Шмидт К., История педагогики Карла Шмидта, изложенная во всемирно-ист, развитии и в органич. связи с культурною жизнью народов, т. 2. История педагогики от Иисуса Христа до Реформации, М., 1879; Сперанский НОчерки по истории нар. школы в Зап. Европе, М., 1896; S с h o-n e b с г. g H., Schulen. Geschichte des Unterrichts von der Antike bis zur Neuesten Zeit, Fr./M., 1981; Schulen und Studium im sozialen Wandel des hohen und spaten Mittelalters, hrsg. von J. Fried, Sigmaringen, 1986.

M. M. Боришанская.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета