Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Государственный комитет по народному образованию

Государственный комитет по народному образованию, обществ. орган при МНП Врем. пр-ва России. Создан 17 мая 1917 для разработки руководящих принципов, законопроектов и общих мер в области нар. образования из представителей советов (рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, кооперативных съездов), союзов (Всерос. учительского, городского, земского, академического) и др. орг-ций. Пред, к-та по статусу являлся министр нар. просвещения, заместителями - члены к-та: В. И. Чарнолуский (пред, бюро), Н. Н, Иорданский и А. П. Пинкевич (в авг. 1917 их сменили В. А. Гердт и Я. Я. Гуревич). В составе к-та действовали комиссии по вопросам материального и правового положения педагогов, нац. школы, проф. образования, уч. минимума, дошк. воспитания, всеобщего обучения и др., в к-рых работали св. 100 педагогов и обществ, деятелей, в т. ч. А. Д. Алфёров, Я. Л. Барсков, В. М. Бехтерев. В. П. Вахтеров, И. М. Гревс, А. В. Луначарский, E. H. Медынский.

К-т упразднил учебные округа и должности директоров и инспекторов нар. уч-щ; разработал законопроекты по демократизации нар. образования: о введении общедоступного обязательного нач. обучения; организации уч. заведений светского характера; новом правописании в школах; увеличении оплаты труда учителей и др. Наиб, последовательно идеи реформ были выражены в законопроектах "О единой общественной общеобразоват. школе" (окт. 1917), Декларации и Врем, положении об основах её построения, в к-рых сформулированы принципы: обеспечение прав в области образования всех национальностей России, единство орга-низац. начал школ разл. ступеней и типов; децентрализации шк. дела (передача нар. образования в ведение органов местного самоуправления); планомерное кон-центрич. распределение материала шк. курсов и преемственность между ступенями школы; самостоятельность школы в выборе форм её организации; построение школы на основах автономии - выборность и самоуправление пед. коллектива; обеспечение прав педагогов и учащихся, связь школы с семьёй и др. Все законопроекты (св. 40), поддержанные министрами С. Ф. Ольденбургом и С. С. Салаз-киным и представленные для утверждения в МНП, не были приняты в связи со сложной социально-полшич. ситуацией в стране.

После Окт. революции 1917 нарком просвещения Луначарский в Обращении (29 окт.), высоко оценив деятельность к-та, подчеркнул возможность сотрудничества и предложил созвать сессию с целью превращения к-ia в осн. гос. институт по выработке новых законопроектов по нар. образованию. Было отмечено, что после пересмотра (совместно с новой комиссией tio просвещению) законопроекты будут осуществлены. Руководство к-та отвергло предложение о совм. деятельности, выступило с заявлением о неприятии сов. власти, Наркомпроса и поддержало забастовку служащих МНП. В ответ Декретом СНК от 20 нояб. 1917 к-т был распущен. Бюро продолжало свою деятельность до роспуска Учредит, собрания (янв. 1918).

Лит.: Бюллетени Гос. к-та по нар. образованию, 1917, № 1-6; Королев Ф. Ф., Очерки по истории сов. школы и педагогики (1917-1920), М., 1958. М. В. Богуславский.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета