ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ДецентрацияДецентрация, один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования её моральной зрелости и совершенствования навыков общения; функционирует на основе способности к восприятию точки зрения др. человека. Д. - одно из ключевых понятий теории Ж. Пиаже, в к-рой она определяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает процесс преобразования смысла образов, понятий и представлений субъекта путём принятия им в расчёт возможных точек зрения (познават. перспектив) др, людей. Источник Д. - непосредственное или интериоризировашюе (см. Интериоризация) общение с др. людьми, в ходе к-рого происходит столкновение противоречивых представлений, побуждающее личность изменить собств. познават. позицию. В работах Пиаже и его последователей Д. рассматривается гл. обр. как один из факторов социализации дет. мышления. В дальнейшем была показана связь Д. с успешностью принятия роли другого человека (Д. Флейвелл), уровнем развития эмоционального взаимопонимания (Ф. Дойч), эффективностью межличностного взаимодействия. Уровень развития Д. существенно изменяется на ^азл. возрастных стадия-х: повышается от детского к зрелому возрасту и снижается к старости. Способность к Д. варьирует также в разл. видах деятельности: в проф. взаимодействии Д. обычно осуществляется успешнее, чем в семейно-бытов"1х отношениях. Способность к Д. наиб, эффективно формируется при соответств. воспитат. воздействии. Недостаточное развитие этой способности может играть провоцирующую роль в возникновении нек-рых пси-хич. заболеваний. Лит.: Пиаже Ж., Избр. психол. труды, пер. с франц., [М., 1969].
|