Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Жуковский

Жуковский Василий Андреевич [29.1(9.2).1783, с. Мишенское, ныне Тульской обл. - 12(24).4.1852, Баден-Баден, Германия], поэт, переводчик, лит. критик. Внебрачный сын А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи (Е. Д. Турча-ниновой). Фамилию и отчество получил от своего крёстного отца.

По окончании в 1800 Моск. университетского благородного пансиона занимался гл. обр. лит. деятельностью. Был близок к H. M. Карамзину, А. С. Пушкину, в поздний период жизни - к Н. В. Гоголю. Один из основателей Дружеского лит. об-ва (1801) и кружка поэтов "Арзамас" (1815). Чл. Академии Российской (1818).

В 1815 Ж. был приближен ко двору. В 1817 занял должность учителя рус. языка великой княгини Александры Фёдоровны - жены будущего имп. Николая I. В качестве пособия, облегчающего ученице познание чужого для неё языка, Ж. использовал специально составленный им альманах "Для немногих" (в 5 вып.), содержавший параллельные тексты избр. нем. стихотворений и их переводов на рус. язык, выполненных самим Ж.

В 1826-39 наставник наследника престола великого кн. Александра Николаевича. В 1826-27 совершил заграничное путешествие в Германию и Францию для отбора необходимых уч. пособий и литры, а также для знакомства с пед. опытом. Особое внимание Ж. привлекли воззрения Ж. Ж. Руссо и система И. Г. Песталоцци, для изучения к-рой предпринял спец. поездку в Швейцарию.

Разработал систему воспитания и образования наследника; составил "План учения" - подробную записку, охватывавшую теоретич. и практич. стороны пед. процесса. Основой воспитания и образования Ж. считал практич. деятельность ученика, поэтому большое значение придавал его повседневному окружению, формам общения педагогов и родителей.

В развитии самосознания ребёнка Ж. выделял три осн. периода: отрочество (8-13 лет), юношество (13-18 лет) и первые годы молодости (18-21 год). В первом периоде предполагалось привить воспитаннику начатки логич. мышления, сформировать нравств. чувство посредством религии и сообщить нек-рую сумму первонач. знаний о мире, ещё не строго дифференцированных по отд. наукам. На след, этапе юноше предстояло подробно изучить те науки, с к-рыми он уже предварительно ознакомился. Третий (обобщающий) период Ж. планировал посвятить "занятиям собственным и чтению немногих истинно классических книг".

"План учения" отразил и ряд метод, приёмов Ж. Механич. заучиванию он противопоставил комплекс мер, направленных на глубокое усвоение знаний: наглядность, многократное повторение в разл. связи, познават. игры и др. Формой представления уч. материала по грамматике, химии, истории и др. дисциплинам у Ж. были "таблицы". Нек-рые из них были составлены с заменой текста значками и символами, понятными ученику. Отводя важную роль развитию в детях хорошего вкуса и творч. способностей, Ж. в 1831 предпринял издание домашнего журн. "Муравейник" (5 номеров), где наряду с его собств. стихами печатались уч. соч. и переводы наследника и его братьев и сестёр.

Центральной для нравств. воспитания, согласно "Плану", должна была стать идея долга. Одобрение старших должно выражаться только за "постоянство в добре", а не за отд. поступки. То же касалось и наказаний: ребёнок мог подвергаться явному гневу отца только за серьёзные и систематич. проступки, за мелкие шалости достаточно укоров собств. совести.

Взгляды Ж. на просвещение народа отразились в его ст. "О новой книге: Училище бедных госпожи Ле Пренс де Бомон" (1808). По мнению Ж., воспитание и образование должны иметь строго сословный характер, обеспечивая каждому человеку возможное благосостояние и душевный мир на том месте в социальной иерархии, на к-рое он поставлен судьбой. Для низших сословий достаточно изучения основ знаний и "экономии", а также знакомства с правилами морали. Превышение этого уровня, в особенности для крепостных, способно, по мысли Ж., обернуться для них злом вместо блага, открыв им ужас их положения и не дав средств его исправить. Те из крепостных, к-рые наделены выдающимися способностями, должны получать не только образование, достойное их таланта, но и как обязательное условие - свободу.

Обобщением пед. размышлений Ж. стала ст. "Что такое воспитание?" (1848). Смысл воспитания состоит в раскрытии позитивных задатков ребёнка и подавлении дурных. Достигнуть этого Ж. предполагал с помощью формирования "привычек" (физ., умств. и нравств.), закладывать к-рые надлежит в раннем возрасте. При этом важно, "чтобы воспитанник получил сии привычки самобытно, собственным опытом, с развитием ума и воли, и чтобы направление, которое воспитание дает сему развитию, было согласовано с полною свободою, которая, однако, нисколько не противоречит привычке к покорности" для формирования будущей гражд. позиции человека.

Важную роль в воспитании Ж. отводил лит-ре, язык к-рой должен быть ясным и правильным, а картины и образы - светлыми и нравственно чистыми. Создал ряд произв. для детей: "Овсяный кисель" (1816), "Колючая роза" (1826), "Сказка о царе Берендее", "Спящая царевна", "Война мышей и лягушек" (оба 1831), "Сказка об Иване-царевиче и сером волке" (1840-е гг.), "Котик и козлик", "Жаворонок" (оба 1851) и др. В конце жизни Ж. для своих детей создал "живописную азбуку" и др. уч. материалы.

С о ч Поли собр соч , т 1-12, под ред А С Архангельского, СПБ, 1902, Дневники, СПБ, 1903 (прим И А Бычкова)

Лит ЗейдлицК К, Жизнь и поэзия Жуковского, СПБ, 1883, Кирпичников А , В А Жуковский как поэт-воспитатель, "Вестник воспитания", 1902, № 4, M и х -н е в и ч А , Жуковский как педагог, Пед сборник, 1902, №12, СетинФ, В А Жуковский, СП, 1983, №3, Янушкевич А С , В А Жуковский, Семинарий, M , 1988, СамоверН В, Воспитание Александра II (Николай I и В А Жуковский), в кн Россия и реформы 1861-1881, М, 1991, Шмидт С О , Подвиг наставничества, в кн Русское подвижничество, M , 1996 H В Самовер.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета