ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ЖураковскийЖураковский Геннадий Евгеньевич [23.8(4.9). 1894, Москва, - 10.3.1955, там же], историк педагогики, ч.-к. АПН РСФСР (1945), д-р пед. наук, проф. (1940). Окончил Киевский ун-т (1919). В 1918-20 руководил отделом дет. домов Губсоцвоса (Киев), в 1919-23 зав. дет. домом, преподавал вер. школе, в 1924-34 вёл науч.-пед. деятельность в вузах Киева. С 1934 в Москве, сотрудничал в Центр, доме худож. воспитания детей, ЦНИИ педагогики при ВКИПе (1935- 1937), преподавал в МОПИ (1937-41; 1948-54) и МГПИ им. Потёмкина (1941-48), зав. отделом заруб, педагогики НИИ теории и истории педагогики (1945-48). Во 2-й пол. 20-х гг. работал над созданием 3-томного труда по всеобщей истории педагогики (от первобытного об-ва до современности) на основе классового подхода и анализа социально-экон. развития общества. Опубликовал только 1-ю ч. - "Очерки по истории педагогики в связи с историей классовой борьбы" (Др. Греция, Рим и эпоха эллинизма, 1926). Выпустил (1940) фундаментальное систематич. исследование "Очерки по истории античной педагогики" (19632), где использовал многочисл. источники. Проблемам истории отеч. школы и педагогики посвятил работы о малоизученных вопросах крестьянского образования в России и материалах Уложенной комиссии (2-й пол. 18 в.), очерки по истории обществ.-пед. движения в России 60-х гг. 19 в. (просветит, деятельность полтавской интеллигенции и возникновение в Киеве первых воскресных школ). Для творчества Ж. характерно отражение труда рядовых педагогов. Большое значение он придавал гуманистич. идеям Н. И. Пирогова, рассмотрев их на фоне мирового ист.-пед. процесса. Показал теснейшую связь развития школы и педагогики России и Зап. Европы. Предложил метод и критерии прогресса в истории педагогики, а также способ синхронности изучения материалов по истории заруб, и отеч. педагогики. Акцентируя самостоят, характер истории педагогики по отношению к истории др. наук, подчёркивал важность системного подхода. Разработал методику преподавания истории педагогики, в к-рой лекционные занятия концентрировали внимание на узловых темах и сочетались с самостоят, изучением студентами части материала. Подготовил пособие "Настольный атлас по теории и истории педагогики" (не опубл.), учитывающее связь истории педагогики с историей культуры, лит-ры и иск-ва и позволяющие проводить сравнит.-сопоставит, анализ пед. явлений (св. 600 таблиц иллюстративного и лит. материала), и труды: "История пед. идей в связи с историей нач. и ср. школы", "Просветит. деятельность Парижской Коммуны", "Теория и практика худож. воспитания", материал по истории педагогики средневековья и Возрождения и др. Всесторонне изучая воспитат. систему А. С. Макаренко, в т. ч. уникальные архивные материалы и воспоминания, прокомментировал его принципиальные положения о связи между целями воспитания и др. пед. понятиями; пед. таланте, мастерстве и технике; роли эмоционального начала; соотношении индивидуального и параллельного действия; значении игры и эстетич. воспитания; теорию дет. коллектива и др. Все эти проблемы рассматривал на примере конкретных ситуаций и дел воспитанников Макаренко. Исследование Ж., несмотря на незавершённый характер, содержит целостное представление о творчестве Макаренко. Соч.: Нек-рые вопросы преподавания истории педагогики, СП, 1943, № 11 - 12; Проблема гуманизма и общего образования в пед. системе Н. И. Пирогова, ИАПН РСФСР, 1946, в. 5; О развитии истории педагогики как науки и уч. предмета, СП, 1948, № 5; Пед. идеи А. С. Макаренко, М., 1963; Из истории просвещения в дореволюц. России. [Сб. ст.], М., 1978. Лит.: Бершадская Д. С., Г. Е. Жураковский, СП, 1975, №2. М. В. Богуславский.
|