ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ЗаданиеЗадание учебное, вид поручения учителя учащимся, в к-ром содержится требование выполнить к.-л. учебные (те-оретич. и практич.) действия; система-тич. выполнение 3. обеспечивает усвоение уч. материала. Существуют разл. подходы к классификации уч. 3. С. Ф. Жуйков разделял уч. 3. на две группы - 3., характерные для процесса приобретения знаний, умений, и 3., применяемые для закрепления пройденного, - и ставил целью определить, "какого характера умственную деятельность может вызвать то или иное З. к Он выделял 3., к-рые требуют активизации знаний и действий; 3. на применение к новому уч. материалу ранее усвоенного понятия, действия, приёма, закона, правила при условии, что учитель заранее указывает его, и др. Могут быть 3., в к-рых реализуются сразу обе функции. В пед. и психол. лит-ре отражены общедидактич. и частнометод. классификации уч. 3. и познават. задач (см. Задача познавательная) (И. Я. Лер-нер, Н. Г. Дайри и др.), однако единой общепринятой классификации 3. пока не существует (благодаря множеству функций 3. она едва ли возможна). Содержание и объём 3. определяются целями урока или системой уроков, ходом работы по темам уч. программы и необходимостью привлечения вспомогат. средств усвоения знаний. 3. может предшествовать объяснению учителя (напр., предварит, наблюдение предметов и явлений, к-рые будут изучаться; повторение изученного материала, знание к-poro необходимо, чтобы понять объяснение учителя; чтение нового материала по теме, к-рую будет излагать учитель). Выполнение таких 3. психологически подготавливает учащихся к объяснению учителя, к беседе. 3. может быть дано и во время изложения новой темы - сделать нек-рые записи, зарисовки, чертежи. Большое место в процессе обучения занимают 3., связанные с выполнением разнообразных работ после объяснения учителем нового материала. Они даются с целью самостоят, осмысления и закрепления учащимися материала, сообщённого учителем и содержащегося в учебнике (напр., сравнение изучаемых объектов; характеристика причин явлений и событий; поиск ответов на вопросы, поставленные учителем или возникшие у учащихся; формулировка выводов на основе сопоставления фактич. данных и т. п.). Система 3. в уч. предмете обусловлена совокупностью действий, подлежащих усвоению (предметных, общепредметных и межпредметных) и программируемым качеством знаний. Для выработки у учащихся умений и навыков используются 3. на выполнение упражнений и решение задач. Эти 3. располагаются по возрастающей трудности, обеспечивают повышение самостоятельности учащихся и помогают научить их пользоваться приобретёнными умениями и навыками не только в спец. упражнениях, но и в жизни, в труде. Особенно важны 3., способствующие развитию творческих способностей учащихся в разл. видах деятельности (творческие сочинения, моделирование, конструирование, проблемные задачи, опытнич. работа). Принцип индивидуального подхода к учащимся требует дифференциации 3. Напр., ученикам, работающим более быстро, по окончании выполнения общего для всего класса 3., даётся дополнительное или одновременно предлагаются 3- 4 варианта 3., отличающихся при общем содержании разной степенью трудности. Учащиеся, отставшие от большинства в усвоении знаний по к.-л. разделу уч. программы, получают 3., помогающие им ликвидировать пробелы (в дальнейшем они получают общие для всего класса 3.). Учащиеся, проявляющие повышенный интерес к к.-л, области знаний, получают 3., рассчитанные на углубление, а в нек-рых случаях и на расширение знаний, на решение более трудных познават. задач. На длит, время рассчитаны такие 3., как наблюдение над изменением изучаемых предметов и явлений, подготовка сочинений, докладов, техн. конструирование и моделирование и т. п. Для дифференциации 3. необходим разнообразный дидактич. материал. Для этой цели удобна картотека: карточки содержат формулировку цели 3., текст упражнений и задач, чертежи и т. д., перечень необходимого раздаточного материала и оборудования для опытов и др. Одним из видов уч. 3. являются домашние задания. Обычно 3. даются учителем, но могут быть и результатом инициативы учащихся, к-рые при изучении физики, математики, химии часто сами предлагают сконструировать тот или иной прибор, модель, вносят предложения о темах сочинений, уроков-диспутов, читательских конференций, вместе с учителем намечают тематику ис-следоват. работ по изучению природы родного края и т. д. Б. П. Есипов. Лит.: Жуйков С. Ф., Развитие активности детей и молодёжи в процессе обучения и воспитания. СП, 1966, N° 1; M a X м у-т о в М. И., Проблемное обучение, М., 1975, гл. 4, § 3; гл. 6, § 1; II и д к а с и с т ы и П. И., Самостоят, познават. деятельность школьников в обучении, М., 1980; Л с p и с p И. Я., Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории, М., 1982.
|