ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Издательства учебно-педагогическиеИздательства учебно-педагогические, выпускают учебники, все виды уч. пособий, справочники и словари, указатели, худож. и науч. произведения, включённые в уч. программы, а также пед. и просветит, книги, журналы и др. периодич. издания. В России до 1917 уч.-пед. лит-ру выпускали разл. изд-ва: частные, кооперативные, общественные, отдельных гос. ведомств и др., ставившие перед собой в основном просветительские задачи. Изд-во И. Огрызко (1858-63) осуществило публикацию пед. трудов К. Д. Ушин-ского, Н. И. Пирогова, А. Г. Филонова, соч. Н. А. Добролюбова под ред. Н. Г. Чернышевского и др. Т-во "Общественная польза" (1859-1911) при деятельном участии Д. И. Менделеева и К. А. Тимирязева издавало (наряду с лит-рой по естествознанию и технике) уч.-метод, книги по этой тематике. Изд-ва П. П. Сойкина (1885-1930), братьев Сабашниковых (1891-1930), "Просвещение" (1896- 1922), "Посредник" (1884-1935; возникшее по инициативе Л. Н. Толстого), "Польза" В. Антик и К° (1906-18), "Образование" (1909-30), а также изд-ва А. С. Панафидиной, Н. П. Тихомирова, К. И. Тихомирова выпускали наряду с науч.-популярной и худож. лит-рой учебники по гуманитарным и естеств. наукам, а также пособия для самообразования и повышения квалификации специалистов. Уч. книги разл. назначения входили в тематику почти всех универсальных изд-в России: Н. И. Новикова (1762- 1792), К. Т. Солдатёнкова (1856-1901), А. С. Суворина (1872-1912), Ф. Ф. Павленкова (1865-1917), А. Ф. Маркса (1870-1924) и др. Крупнейшими по выпуску учебников и уч. лит-ры, книг по педагогике, дидактике и методике были издательское т-во "И. Д. Сытин и К°" (1883-1917) и фирма В. В. Думнпва "Наследники братьев Салаевых" (1885-1926). Изд-во Сытина выпускало в основном книги для нач. образования. Ежегодный выпуск их составлял до 2,5 млн. экз. Низкие цены и высокое качество делали эти книги популярными и доступными широким массам населения. Изд-во Думнова специализировалось на выпуске уч. лит-ры по всем предметам для нач. и ср. школ и метод, лит-ры для учителей. Ежегодный выпуск учебников достигал 1 млн. экз. Изданием уч.-пед. лит-ры занимались также Рос. АН, высш. уч. заведения, комитеты грамотности, благотворит, об-ва, земства и т. д. Авторами учебников были известные учителя и учёные: К. Д. Ушинский, П. Г. Редкий, Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов, П. Ф. Каптерев, А. Н. Острогорский, Л. Д. Юркевич, В. П. и Э. А. Вахтеровы, M. И. Демков, А. Ф. Гант-лик, А. И. Никитина, Ю. Н. Вагнер, Л. Н. Модзалевский, В. П. и П. П. Кащенко, В. А. Флёров, С. И. Мирополь-ский, А. Ф. Кони, М. Н. Коваленский, П. Ф. Лесгафт, Б. Н. Чичерин, В. О. Ключевский, Ф. Н. Медников, В. И. Вернадский, М. М. Ковалевский, Л. Н. Толстой, А. Ф. Гантлих, А. И. Никитина и др. К нач. 20 в. в России накопился большой опыт издания уч. книг разл. видов и типов. К 1917 рос. уч.-пед. издат. дело подошло имея в мире высочайшую репутацию, с развитой культурой подготовки выпуска, распространения и анализа изданий самого разного назначения, их сочетаний, сформировавшейся школой, обладающей такими свойствами, как опережающий выпуск общетеоретич. и метод, работ; восприимчивость ко всему передовому, появлявшемуся в отеч. и заруб, педагогике; постоянное внимание к её классике; многообразие видов и типов уч.-пед. книг; высокий профессионализм в художественном конструировании и оформлении учебных изданий. Тем не менее учебное книгоиздание не обеспечивало потребностей народов России в образовании. С Октября стали создаваться гос. уч.-пед. изд-ва, важнейшей задачей к-рых стало объединение усилий для просвещения народов. Эти изд-ва сыграли большую роль в ликвидации неграмотности, в осуществлении всеобщего нач. образования, в подготовке специалистов, в распространении идей демокр. педагогики. Первым сов. гос. изд-вом, начавшим подготовку массовых учебников, был пед. подотдел Лит.-издательского отдела Наркомпроса РСФСР, созданный в янв. 1918. Уч. книги в этот период начали выпускать также и ведомств, изд-ва, а также издат. отделы местных Советов. Лит.-издат. отдел Наркомпроса определял общее направление их деятельности. 20 мая 1919 пост. ВЦИК было создано Гос. изд-во РСФСР (Госиздат). Его отдел уч.-пед. лит-ры выпускал до 90% изданий всей уч. лит-ры страны. В 1921-26 Госиздат входил в систему Наркомпроса. За эти годы учебники по тиражу составили 40% всей выпускаемой им продукции. В 1930 Госиздат выпустил уч. книг тиражом св. 60 млн. экз. Самую большую долю тиража составляли пособия для системы ликбеза. Помимо текущей издательской работы отдел с 1923 выполнял роль своеобразной лаборатории, в к-рой разрабатывались проблемы построения и практич. использования уч. изданий разл. видов и типов, необходимых образованию того времени, эффективной организации всего процесса подготовки, выпуска и распространения уч.-пед. лит-ры. В отделе шла работа по подбору и обучению авторского состава уч. лит-ры, подготовке редакторов, художников, организаторов уч. книгоиздания. Большую помощь в этом оказывали гос. деятели и учёные: В. В. Боровский, О. Ю. Шмидт, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, M. H. Покровский, Л. С. Выготский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, К. Т. Новгород-цева, И. И. Скворцов-Степанов и др. Учебники и уч.-пед. лит-ру в 20-е гг. издавали также "Работник просвещения" (1922- 1930; за время существования выпустил св. 1500 назв. книг, в т. ч. 3-томную "Пед. энциклопедию"), "Наука и школа" (кооперативное, Ленинград; 1918-29), "Новая Москва" (1922-27), "Московский рабочий" (осн. в 1922). Для оказания помощи союзным, авт. республикам и нац. областям в Москве в 1922 создано Центр, вост. изд-во, в 1923 - Центр, зап. изд-во, в 1924 на их базе - Центр, изд-во народов СССР (Центроиздат, существовал до янв. 1932), к-рые выпускали уч. лит-ру для школ на 50 языках, газеты и журналы на 12 языках, помогали организации уч.-пед. издательств и редакций, участвовали в подготовке для них необходимых кадров. В 1930 на базе отдела уч.-пед. лит-ры Госиздата и изд-ва "Работник просвещения" было создано Уч.-пед. изд-во (Учпедгиз РСФСР), к-рое с 1931 стало крупнейшим и ведущим в СССР по выпуску уч.-пед. лит-ры. В 1933 Учпедгиз издавал 70% лит-ры для системы ликбеза, до 80% учебников и пособий для общеоб-разоват. нач. и ср. школы, в т. ч. для заочного обучения и самообразования, 90% лит-ры для ср. спец. и проф. уч. заведений, а также всю лит-ру по общеобразоват. дисциплинам для рабфаков и техникумов. В 1931-32 здесь выходил журн. "Уч.-пед. книга", на страницах к-рого регулярно печаталась информация об отеч. и заруб, опыте создания уч. книг, а также исследования проблем учебника. Идеям практич. освоения новых идей и решений служил метод, кабинет Учпедгиза. В 1934-35 Учпедгиз выпустил первые стабильные учебники для общего ср. образования, среди них учебники географии H.H. Баранского и И. А. Витвера (соответственно в 1952 и 1951 удостоенные Гос. пр. СССР). Новые учебники, отличавшиеся науч. методом отбора и группировки уч. материала, в дальнейшем были переведены на языки народов СССР и ряда заруб, стран. К кон. 30-х гг. были подготовлены и изданы почти по всем предметам общего и ср. образования учебники и пособия, соответствовавшие новым уч. программам. Только в 1935-36 Учпедгиз выпустил 542 уч. книги для тех наций и народностей СССР, к-рые ещё не имели своей базы для подготовки и издания учебников. Изд-ва уч.-пед. лит-ры возникли на Украине (1930), в Узбекистане (1936) и др. республиках. Отбирая и сохраняя всё лучшее из пед. наследия прошлого, они издавали работы отеч. и заруб, педагогов и психологов. Большое значение для подготовки и издания науч.-пед. и метод, лит-ры имело создание Изд-ва АПН РСФСР (1943) и "Высшая школа" (осн. в 1939; до 1959 изд-во "Советская наука"). В 1964 Учпедгиз РСФСР и изд-во АПН РСФСР объединились в изд-во "Просвещение". Оно выпускало учебники и уч. пособия для всех типов уч. заведений, метод, пособия для учителей и работников дошк. учреждений, науч.-популярную лит-ру и др. В 1969 из "Просвещения" выделялось изд-во АПН "Педагогика". В 1991 оно реорганизовано: в одноимённом издат.-полиграф, объединении созданы изд-ва "Педагогика-пресс" (науч. лит-ра по педагогике, психологии, возрастной физиологии; экспериментальные учебники; науч.-популярные книги для учителей и родителей по вопросам обучения и воспитания; дет. и юношеские справочно-энциклопедич. издания) и "Школа-пресс" (пед. и метод, журналы). "Просвещение" выпускает учебники и уч. пособия для всех типов общеобразоват. школ и пед. уч. заведений, метод, лит-ру для учителей и работников системы образования, книги для внеклассного чтения школьников, печатные, в т. ч. многокрасочные наглядные пособия, метод, журналы, лит-ру шрифтом Брайля для слепых. Выступило инициатором создания уч.-метод, комплектов (комплексов) по предметам общего ср. обра-зования; активно участвовало в разработке нормативов по качеству массовых учебников. "Просвещение" - неизменно активный участник семинаров и конференций специалистов по уч.-пед. книге. Ежегодно проводит десятки консультаций для работников уч.-пед. изд-в. С 1974 издаёт серию "Проблемы школьного учебника". "В ысшая школа" выпускает учебники, уч. пособия и уч.-метод, лит-ру для высших, ср. спец. и проф.-тех. уч. заведений, а также науч. труды вузов, журналы. Опыт этих изд-в использовали У.-п. и. республик, входивших в СССР. "Маариф" ("Просвещение"), Баку. Создано в 1960 на базе отдела уч.-пед. лит-ры изд-ва "Азернешр". "Луис" ("Свет"), Ереван. Создано в 1955 как Армучпедгиз, с 1964 совр. назв. "Народная асвета" ("Народное просвещение"), Минск. Создано в 1951 на базе редакции уч.-пед. лит-ры Гос. изд-ва БССР. "Ганатлеба" ("Просвещение"), Тбилиси, создано в 1957 как уч.-пед. изд-во "Цодна" ("Знание"). В 1963 с ним слились ведомственные изд-ва высш. уч. заведений Грузии, с.-х. и политехн. ин-тов. "Мектеп" ("Школа"), Алма-Ата. Создано в 1947. До 1964 наз. "Казучпед-гиз". "Мектеп" ("Школа"), Фрунзе. Создано в 1953 как "Киргизучпедгиз", с 1965 совр. назв. "Швиеса" ("Свет"), Вильнюс. Осн. в 1945 как Гос. изд-во пед. лит-ры, с 1964 совр. назв. "Лумина" ("Свет"), Кишинёв. Создано в 1966. "Maopиф" ("Просвещение"), Душанбе. Ведёт историю с 1958, с 1975 совр. назв. "Магарыф" ("Просвещение"), Ашхабад. Осн. в 1976. "Укитувчи" ("Учитель"), Ташкент. Осн. в 1936, в 1960 реорганизовано в Гос. специализир. изд-во, с 1965 совр. назв. "Радянська школа" ("Советская школа"), Киев. Осн. в 1930. "Валгус" (Свет"), Таллинн. Создано в 1965 на базе респ. гос. изд-ва. Всего к нач. 90-х гг. в СССР имелось 20 специализир. уч.-пед. изд-в (1987). В Белоруссии и на Украине с 60-х гг. действуют изд-ва лит-ры для вузов. В Рос. Федерации в составе местных изд-в, как правило, созданы специализиров. уч.-пед. редакции. Самостоят, изд-во этого профиля работает с 1944 в Дагестане. Большинство изд-в, не относящихся к группе уч.-педагогических, тем не менее выпускает уч. лит-ру по конкретным отраслям науки, культуры (в соответствии со своим профилем). Обычно эта лит-ра предназначается будущим или уже работающим специалистам для актуализации знаний, повышения квалификации. "Русский язык" выпускает общие филол. и науч.-техн. словари, а также уч. и уч.-метод, лит-ру для изучающих рус. яз. (в т. ч. для иностранцев). Изд-во сотрудничает более чем с 30 заруб, изд-ва-ми, осуществляя совм. издания. В подготовке пособий опирается на разработки крупных отеч. и заруб, науч. центров, прежде всего Ин-та рус. яз. им. А. С. Пушкина. Изд-во "М ы с л ь" выпускает науч.-популярную лит-ру по географии; изд-во "Мир" - учебники новых типов по естественно-научн. и техн. профилям. Издаётся и массовая лит-ра: "3 н а-н и е" - науч.-популярные серии по педагогике и психологии; "И с к у с с т -во"- пособия для худож. образования и книги по проблемам эстетич. воспитания; "Д етская литература" (в сериях "Школьная библиотека" и "Поэтическая библиотека школьника") - худож. лит-ру для школьников всех возрастов по программе курса лит-ры и для внекл. чтения. Важную, хотя и небольшую по тиражу, часть уч.-пед. лит-ры выпускают университетские изд-ва, а также крупные б-ки и музеи страны. Метод, лит-ру по узкоспециальным дисциплинам и проблемам издают н.-и. ин-ты, проф. ассоциации, уч. центры и ведомства. С кон. 80-х гг. разл. фонды, кооперативные изд-ва выпускают самую разную лит-ру, обычно частноме-тод. и иногда общепед. характера. Всё большее значение приобретает деятельность малых независимых уч.-пед. издательств. В нач. 90-х гг. в Рос. Федерации ежегодно издавалось св. 5 тыс. печатных единиц уч. лит-ры (тираж св. 207 млн. экз.) и св. 1 тыс. - уч.-метод, лит-ры (св. 53 млн. экз.). Св. 85% изданий выходило на рус. яз. Лит.: Малыхин Н. Г., Очерки по истории книгоиздательского дела в СССР, М., 1965; Бейлинсон В., Арсенал образования. Характеристика, подготовка, конструирование учебных изданий, М., 1986 Буга П. Г., Вузовский учебник. Создание выпуск, распространение, М., 1987; Справоч ные материалы для создателей учебных книг М., 1991; Проблемы школьного учебника в. 19 - История школьных учебных книг М., 1990. В. Г. Бейлинсон
|